танк тигр внутри
Вернуться к первой части
На основе «Тигра» производились следующие типы бронетехники: Tiger (P) – Прототип Порше (5 единиц) Befehlswagen Tiger I Ausf. E (Sd. Kfz. 267/268) - командирский танк Sturmtiger ausf E - тяжёлая самоходная мортира (18 единиц) Bergenpanzer Tiger - тяжёлая восстановительная машина (3 единицы) Ferdinand/Elefant – тяжелая противотанковая САУ, шасси от „Тигра” Порше (90 единиц)
22 сентября 1942 года было принято решение о создании САУ „Фердинанд” с 200-мм броней и 88-мм орудием. Базой для новой САУ был выбран „Тигр” Порше. Именно поэтому САУ и получило свое имя- в честь Фердинанда Порше. К маю 1943 года в войсках имелись 90 САУ „Фердинанд” (653-й и 654-й истребительные противотанковые батальоны). Впервые машины вступили в бой на Курской дуге. До конца 1943 года на эти САУ не устанавливались никакие средства ближнего боя. Когда эти машины поступали в ремонт, в лобовом листе устанавливался пулемет. Так было переоборудовано 48 машин. „Фердинанды” с установленым на них пулеметом получили название „Элефант”. В дальнейшем воевали в районе Днепра и в Италии.
С учетом уличных боев в Сталинграде 5 августа 1943 было решено создать штурмовую САУ на базе „Тигра”, вооруженную 380-мм корабельной мортирой (дальность стрельбы-4600м.) . Новой САУ было присвоено наименование 38cm RW61 auf Sturmmurser «Tiger» или просто «штурмтигры» (Sturmtiger). Всего было выпущено 18 машин, все они поступили на вооружение в 1001-ю, 1002-ю, 1003-ю роты штурмовых мортир. Впервые применены при подавлении восстания евреев в варшавском гетто. В основном использовались при обороне территории Германии.
В 1944 году три машины были переделаны в восстановительные машины Bergenpanzer Tiger. Вместо башни на корпусе устанавливалась лебедка. Все машины воевали в Италии (Анцио).
В 1945 году планировалось переоборудовать некоторое количество «Тигров» в огнеметные танки. На машинах «Фламмтигр» огнемет устанавливался вместо курсового пулемета MG 34 калибра 7,92 мм.
Боевое применение Первым подразделением, получившим танки «Тигр», был первый взвод 502-го тяжелого танкового батальона. Поспешно собранные танки в августе 1942 г. были направлены под Ленинград. Танки не удалось сразу применить в бою, поскольку две машины вышли из строя из-за механических поломок. Впервые «Тигры» участвовали в бою 7 октября 1942 года. Удивляет участок фронта, на котором немцы решили впервые применить тяжелые танки. Это болота в районе Мги. В первой атаке, двигаясь гуськом по узкой дороге, немецкие танки попали под фланговый огонь советской противотанковой артиллерии. Один "Тигр" был подбит, а три других остановились из-за поломок. Эти машины, по-видимому, вышедшие из строя по техническим причинам, удалось эвакуировать, а четвертая поврежденная осталась на нейтральной полосе, где простояла почти месяц. Затем по личному указанию Гитлера ее взорвали.
Хотя отзывы о машине среди немецких танкистов были вполне положительные - хоть танк и имел некоторые проблемы с ходовой, многие противотанковые пушки противника его не брали. В последствии, в январе 1943 года 1-я рота 502-го батальона участвовала в тяжелых боях в ходе отражения советского наступления по прорыву блокады Ленинграда. На 10 января в составе роты имелось семь "Тигров", а также три Pz.IIIN и семь Pz.IIIL. К концу месяца пять "Тигров" было потеряно в боях, причем три из них подорвали экипажи. Одна машина, сравнительно легко поврежденная и по какой-то причине не подорванная экипажем, была захвачена нашими войсками. Советские бронебойщики повредили смотровые приборы машины. Немцы пытались отбить танк в контратаках. В последствии танк вывезен на полигон в Кубинке советскими войсками и обстрелян из орудий для выявления слабых мест и для получения информации о стойкости брони.
«Тигры» стали поступать в отдельные тяжелые танковые батальоны и в роты тяжелых танков трех дивизий СС и дивизию «Великая Германия». «Тигры» входили в состав специальных тяжёлых танковых батальонов - schwere Panzer Abteilung (sPzAbt.) в обоих танковых родах войск: Wehrmacht (с 501-го по 510-й) и Waffen SS (с 101-го по 103-й). Эти подразделения были впервые специально созданы для танков «Тигр». Они могли действовать как самостоятельно, так и в составе подразделений сухопутной армии.
В 1942 и в начале 1943 года тяжелый танковый батальон организационно состоял из четырех рот, причем только две из них были танковые (с весны 1943 года- соответственно пять и три). Следует отметить, что в ряде случаев вплоть до осени 1943 года батальоны имели смешанный боевой состав. Наряду с тяжелыми танками "Тигр" на их вооружении состояли средние Pz.III Ausf.L, M и N. Причем в 1942 году в тяжелых батальонах последние составляли большинство. К 1944 году боевой состав новых частей стал более однородным. В танковых ротах и штабе имелись теперь только "Тигры", машины иного типа - средние Pz.lV Ausf.H - сохранились лишь в танковом взводе роты обеспечения. Кстати, эти танки, резко отличавшиеся от остальных "четверок" по внешнему виду из-за противокумулятивных экранов, наши бойцы часто принимали за "Тигры". Более того, даже в боевых донесениях они часто именовались "Тигр", тип 4", что резко "увеличивало" статистику примененных на том или ином участке фронта немецких тяжелых танков. Впрочем, в некоторых батальонах по-прежнему оставались на вооружении Pz.IIIN, а в sPzAbt 502, например, имелся взвод самоходных установок Jagdpanzer 38(t) Hetzer.
Первое массовое применение «Тигров»- операция «Снежная буря»-неудачная попытка деблокады 6-й армии Паулюса в начале 1943 года у реки Мышковая, хотя на данный момент идут споры среди историков об истинности факта пребывания "Тигров" в ударной группировке Гота. Несколько «Тигров» 501-го танкового батальона приняли участие в боях в Северном Тунисе в декабре 1942. В 1942- 1943 годах немцы сформировали 10 тяжелых танковых батальонов вермахта и 4 роты для дивизий "Великая Германия" (Gross deutschland), "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер" (Leibstandarte SS Adolf Hitler), "Рейх" (Das Reich) и "Мертвая голова" (Totenkopf). На базе этих рот затем также были сформированы батальоны. Большинство тяжелых танковых батальонов воевало на Восточном фронте. На Восточном фронте никогда не появлялся sPzAbt 504, действовавший в Африке, а затем в Италии, и sPzAbt 508, также сражавшийся в Италии. На Восточном фронте находились и все роты, а также один из сформированных на их основе батальонов - 3-й батальон моторизованной дивизии "Великая Германия". Остальные батальоны воевали на Западе.
Наиболее массово "Тигры" использовались во время Курской битвы, или, как она называлась у немцев, операции "Цитадель". К 12 мая 1943 года для участия в этом сражении планировалось иметь 285 боеготовых "Тигров", но план этот не выполнили, передав в войска только 246 машин. Значительная их часть была сосредоточена в районе Орловско-Курского выступа. Непосредственно же в операции "Цитадель" приняли участие два тяжелых танковых батальона (503-й и 505-й) и четыре роты в составе моторизованных дивизий. На северном фасе Курской дуги против нашего Центрального фронта действовал только один - 505-й тяжелый танковый батальон (45 танков "Тигр", 4 потеряно в бою в районе Теплое). Основную ударную силу на северном фасе составляли более надежные "Фердинанды", в sPzJagAbt 653 и 654 было 88 машин (потери за июль -39). В 503-м тяжелом танковом батальоне к началу сражения имелось 42 "Тигра". Батальон находился на южном фасе Курской дуги в составе 3-го танкового корпуса оперативной группы "Кемпф" и действовал в полосе обороны нашей 7-й гвардейской армии: его потери в этих боях составили, по немецким данным, четыре "Тигра". Что же касается сражения под Прохоровкой, то непосредственное участие в нем 11-12 июля 1943 года приняли "Тигры" моторизованных дивизий СС "Лейбштандарт Адольф Гитлер", "Рейх" и "Мертвая голова" - всего 42 машины этого типа. Еще 15 "Тиграми" располагала моторизованная дивизия "Великая Германия", наступавшая на Обояньском направлении. Таким образом, в операции "Цитадель" приняли участие только 144 тяжелых танка "Тигр", что составляет всего 7,6% от общего количества немецких танков, задействованных в наступлении под Курском. Существенного влияния на ход событий они, конечно, оказать не могли, тем более что применялись достаточно разрозненно. Вместе с тем следует признать, что пропагандистская кампания, сопровождавшая их появление на фронте, определенного результата достигла. Сообщения об атакующих и подбитых "Тиграх" часто поступали с участков фронта, где их не было и в помине. Во-первых, за "Тигры" часто принимали танки других типов, а во-вторых, из-за так называемой "тигробоязни". Страх перед немецкими танками, сидевший в солдатах с 1941 - 1942 годов, оставался еще силен, а тут появился новый танк, почти неуязвимый для нашей артиллерии. Если верить немецким данным, то в течение июля-августа 1943 года безвозвратные потери составили 73 танка "Тигр", а к концу года - 274 танка. При этом в 1943 году в строй после ремонта вернулись только 19 танков этого типа!
К началу высадки союзников в Нормандии в июне 1944-го немцы располагали на Западе 102 "Тиграми" в составе трех тяжелых танковых батальонов СС: 101, 102 и 103-го. Больше других отличился первый, в основном благодаря тому, что одной из его рот командовал самый результативный немецкий танкист - оберштурмфюрер СС Михаэль Виттман. Боевую карьеру он начал на Восточном фронте в январе 1943 года, участвовал в Курской битве и к апрелю 1944 года довел число своих побед до 117 (по немецким данным). Весной 1944 года дивизию "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер", в которой служил Виттман, перебросили в Бельгию. Здесь на базе 13-й роты 1-го танкового полка этой дивизии и сформировали 101-й тяжелый танковый батальон СС. Свой, без сомнения, самый известный бой Виттман провел на улицах городка Виллер-Бокаж в Нормандии, где он грамотно воспользовался преимуществами местости и разгромил колону британских танков. Виттман погиб 8 августа 1944 года близ Фалеза в бою с "Шерманами" 4-й канадской танковой дивизии. С дистанции 1800 м он подбил два "Шермана" из 1-го эскадрона. Чтобы разорвать строй атакующих, "Тигр" Виттмана рванулся вперед, подбил еще один "Шерман", но тут же получил пять попаданий с близкой дистанции. Три снаряда пробили башню, весь экипаж погиб. Помимо этой версии есть еще несколько: танк Виттмана был подбит польским танкистом на «Кромвеле» либо британским летчиком на «Тайфуне». В своем последнем бою Виттман подбил три танка. По немецким данным всего на его счету числится 138 танков и САУ. Вероятно, цифра завышена. Для сравнения, самый результативный советский танкист старший лейтенант Д.Ф.Лавриненко, по официальным данным, уже за четыре военных месяца 1941 года на своем Т-34 подбил 52 немецких танка. Если бы не гибель в декабре 41-го, он вероятно мог бы составить серьезную конкуренцию немецкому танковому асу. Когда Адольф Гитлер узнал о подвигах немецких танкистов-асов, он сказал, что теперь знает, что один батальон „Тигров” значит намного больше, чем стандартная танковая дивизия. Впрочем, высокая результативность отдельных танкистов не могла спасти немецкие войска от поражения. Так, например, 101-й тяжелый танковый батальон СС, в котором служил Виттман, в боях у Фалеза был разгромлен. Чтобы рассказать о тактических приемах немцев, обратимся к рапорту 2-й новозеландской дивизии о боях под Флоренцией в сентябре 1944 года. Итак "Применение. Обычно Тигры действуют из засады, причём обязательно хорошо замаскированной, чаще всего ветками и листвой. Наиболее распространены следующие способы боевого применения Тигров:
1. Скрытый до половины корпуса, Тигр тщательно выбирает подходящую мишень для своей пушки.
2. Тигр действует на заранее подготовленном участке, подступы к которому хорошо защищаются. В этом случае Тигр наносит несколько страшных ударов из первой позиции, а затем быстро отступает на следующую
3. Тигр действует в тесном взаимодействии с пехотой, усиливает её своим присутствием и разрушает наши укрепления.
4. Тигр действует при поддержке по меньшей мере одного танка или САУ. Это самый распространённый случай его применения.
5. Иногда сопровождает пехоту. В данном случае 6-12 пехотинцев двигаются на расстоянии 50 ярдов (45,6 метра) от танка."
Толстая броня „Тигра” и мощное вооружение делали его грозным противником для танков союзников и СССР. Вот что писал в своих мемуарах командир "Тигра" Отто Кариус: "…Нашими самыми опасными противниками в России были танки Т-34 и Т-34/85, которые были оснащены длинноствольными 76,2- и 85-мм пушками. Эти танки представляли для нас опасность уже на расстоянии 600 метров с фронта, 1500 метров с боков и 1800 метров с тыла. Танк "Иосиф Сталин”, с которым мы познакомились в 1944 году, как минимум, был равен нашему "Тигру”. Он значительно выигрывал с точки зрения формы”.
На дальних дистанциях у средних танков не было шансов против „Тигра”. Известны случаи поражения танком „Тигр” Т-34-85 с дистанции 3900 м. Все эти превосходства породили так называемую „Тигробоязнь”. Это также влияло на моральный дух как немцев, так и их врагов. Из Рапорта 2-й новозеландской дивизии о боях под Флоренцией. Сентябрь 1944: "...Излишняя самонадеянность. Немцы столь высокого мнения о своих тяжёлых танках, что зачастую используют их совершенно безрассудно, не останавливаясь перед неоправданным риском. Например, были случаи, когда экипажи подставляли Тигры подогонь тяжёлых противотанковых орудий, действовавших с небольшого расстояния. Часты случаи, когда Тигры далеко отрываются от сопровождения, превращаясь в удобную мишень. "
Основным средством борьбы с танками „Тигр” на западном фронте являлась авиация. В следствие полного превосходства союзников в воздухе на крышу башни стали монтировать зенитный пулемет MG-42. Для борьбы с "Тиграми" на больших дистанциях довольно эффективно применялись американские истребители танков М10 Wolwerine (пушка 76,2-мм), M18 Hellcat (76,2), M36 Slugger (90-мм). Действовали эти машины восновном из засад. У британцев едва ли не единственным средством для борьбы с "Тиграми" являлся танк Sherman Firefly (светлячок), предствавлявший собой танк М4 Sherman, поставлявшийся из США по Ленд-лизу с устанавливаемым на него с февраля 1944 года 76,2-мм (17 фунтовым) орудием. В среднем один Firefly давался на группу из 4 танков. Пехота же отбивалась от грозных немецких танков в основном ручгыми гранатометами. В апреле 1945 года зафиксирован случай, когда британский солдат подбил "Тигр" благодаря одному-единственному удачному выстрелу из ручного гранатомета "PIAT".
На восточном фронте имелись танки и САУ, способные бороться с „Тиграми” на больших дистанциях, но восновном они начали применяться с 1944 года (ИС-2, ИСУ-152, Су-85, Су-100 и др.). Что касается противотанковой артиллерии, то можно сказать, что бронебойный снаряд самого распространенного орудия ЗиС-3 (76,2-мм) пробивал лобовую броню с 500 м, а бортовую и кормовую- даже с 1500 м. Довольно эффективно себя показали 122-мм снаряды, выпущенные из пушки МЛ-20, поставленой на прямую наводку. И вообще, массированное применение полевой артиллерии оказалось эффективным способом обратить "Тигров" в бегство. Экипажи опасались за оптику, электрооборудование и прочие хрупкие детали машины и ретировались с поля боя. Довольно эффективными были противотанковые авиабомбы (ПТАБ), сброшенные с штурмовиков Ил-2.
В большинстве случаев вне зависимости от типа танка (Т-34-85, например, не уступал по скорострельности пушки, но ему еще нужно было подойти на дистанцию эффективного, с точки зрения бронепробиваемости, выстрела) победа над "Тигром" одерживалась при численном превосходстве. И наши танкисты, и союзные стремились быстрее сблизиться с "Тигром", чтобы уравнять шансы. На малых дистанциях боя "Тигр" терял свои основные преимущества в вооружении и броневой защите. Интенсивно маневрировать он не мог. Тут в полной мере сказывался основной его недостаток - слишком большая масса, вызванная нерациональным расположением броневых листов корпуса и башни, применение ходовой части с шахматным расположением катков, а также стремление добиться минимального отношения длины опорной поверхности к ширине колеи приведшее к увеличению ширины корпуса.
Танком аналогичного класса, что и "Тигр" в Красной армии являлся ИС-2, поэтому рождается вопрос - а кто же лучше? Честно говоря, столкновения ИС-2 с "Тиграми" были довольно редкими. Во всяком случае в описаниях боевого пути немецких тяжелых танковых батальонов таких фактов встречается не более десяти По сравнению с "Тигром", ИС-2 был лучше и рациональнее бронирован и это несмотря на то, что советский танк весил на 10 тонн меньше. Главной причиной этого преимущества была все та же компактность и меньший внутренний объем ИСа. По бронепробиваемости 88-мм пушка "Тигра" была примерно равна 122-мм пушке ИСа в частности это зависело и от более качественных боеприпасов, однако в 1,39 раза уступала ей при стрельбе фугасными снарядами. Боезапас "Тигра" был втрое больше, чем у ИС-2. Скорострельность немецкой KwK 36 была вдвое больше, чем у Д-25 (с полуавтоматическим затвором) и почти втрое - чем у А-19Т (с поршневым затвором). Немецкая оптика превосходила советскую. По маневренности оба танка были примерно равны, но "Тигр", будучи почти квадратным, обладал исключительной поворотливостью. Оба танка могли уверенно пробить лобовую броню друг друга с дистанции 1 км. На более длинных дистанциях успех зависел от выучки экипажа и условий поля боя. Благодаря чуть более толстой броне ИС-2 имел некоторое преимущество над "Тигром" на дистанциях больше 1500 метров, с другой стороны немецкие танки были оснащены более качественными прицелами, которые повышали точность огня на дальних дистанциях. Поэтому преимущество зависело прежде всего от тактической ситуации и подготовки экипажа.
Отто Кариус:"Мощь танка в его броне, его подвижности и, наконец, в его вооружении. Эти три фактора следует соотнести друг с другом так, чтобы была достигнута максимальная эффективность танка в действии. Похоже, что этот идеал нашел свое воплощение в 'тигре'. 88-мм пушка достаточно хороша для того, чтобы уничтожить любой танк, исходя из того, что вы наносите ему удар в уязвимое место. Наш 'тигр' был достаточно прочным спереди, чтобы выдержать несколько артиллерийских нападений. Однако мы не могли допустить, чтобы удар нам был нанесен сбоку, сзади и особенно сверху. И тут требовался расчет и опыт.
Правилами, которыми мы руководствовались, были: 'Стреляй первым, а если не можешь этого сделать, по крайней мере, нападай первым'. Предпосылкой для этого, конечно, было функционирование в полной мере связи от танка к танку, а также между членами экипажа. Более того, требовалось наличие быстро действующей и точной системы наводки орудия. В большинстве случаев у русских отсутствовали обе эти предпосылки. По этой причине они часто оказывались в невыгодном положении, даже при том, что не уступали нам в броне, вооружении и маневренности. С танками 'Иосиф Сталин' они даже превосходили нас."
У союзников же ничего подобного не было до самого конца войны. В начале 1945 года на фронте появился тяжелый М26 Pershing, но на ход боевых действий он никак не повлиял. Несколько машин повоевали на Окинаве.
Всего в 1944 году немцы потеряли 756 "Тигров", при этом из ремонта вернулись в строй только 60. На начало ноября 1944 года вермахт и войска СС располагали 317 "Тиграми" на Восточном фронте, 84 - на Западном и 36- в Италии. К 1 марта 1945 года Красной Армией и войсками западных союзников было уничтожено 1032 танка этого типа. На ту же дату, по официальной немецкой статистике, в армии резерва имелось 43 "Тигра", включая пять учебных, а во фронтовых частях - 142 машины, включая 31 командирскую. "Тигры" были на вооружении и у союзников Германии. Летом 1943 года три танка "Тигр" передали во временное пользование итальянцам. После капитуляции Италии их вновь вернули под знамена Панцерваффе. В 1944 году небольшое количество (3-12) «Тигров» было продано в Венгрию. Также один танк был закуплен Японией, но доставить на подлодке в разобранном виде не получилось. В итоге Япония сдала танк в аренду немцам. В настоящее время два "Тигра" находятся в Британском Королевском танковом музее в Бовингтоне; по одному - в музее Абердинского полигона в США, во французском танковом музее в Самюре и в подмосковной Кубинке.
ОЦЕНКА ТАНКА Компоновка "Тигра" обеспечивала комфортные условия экипажу в бою и позволяла рационально и удобно разместить внутренние агрегаты. Техническое обслуживание трансмиссии осуществлялось без выхода экипажа из танка. Вместе с тем при более сложных неисправностях для ремонта приходилось снимать башню. О трансмиссии и органах управления стоит поговорить особо. Ничего подобного с точки зрения удобства для механика-водителя не встречалось ни на одном танке тех лет, за исключением "Королевского тигра", имевшего аналогичную трансмиссию. За счет применения автоматического гидравлического сервопривода для управления 56-тонным танком не требовалось сколь-нибудь значительных физических усилий. Передачи переключались буквально двумя пальцами. Поворот осуществлялся легким поворотом штурвала. Управление танком было настолько простым, что с ним мог справиться любой член экипажа, что в боевой обстановке оказывалось немаловажным. Отто Кариус: "…Он и в самом деле ездил, как автомобиль. Буквально двумя пальцами мы могли управлять 60-тонным гигантом мощностью 700 лошадиных сил, ехать со скоростью 45 километров в час по дороге и 20 километров в час по пересеченной местности. Однако с учетом дополнительного оборудования мы могли двигаться по дороге со скоростью 20-25 километров в час и соответственно с еще меньшей скоростью по бездорожью." Помимо трансмиссии, хорошей поворотливости танка способствовало маленькое отношение длины опорной поверхности к ширине колеи L/B - 1,26 (для сравнения: у "Пантеры" - 1,5, у ИС-2- 1,78, y Mk lV - 1,72), а также прямоугольная форма корпуса. Вооружение- сильнейшая сторона этого танка. 88-мм орудие отлично боролось со всеми видами бронетехники врагов Германии. Благодаря великолепным прицелам и выучке танкистов "Тигр" мог поражать вражеские танки не подпуская их близко к себе, а иногда и не обнаруживая собственной позиции. При этом, орудие имело неплохую скорострельность - 6-8 выстрелов в минуту. "Тигр майора Шульце, благодаря мастерству водителя унтерофицера Фринлинга, добрался до Ахума и спрятался за пылавшей фермой. В это время, по дороге перед фермой двигался танковый авангард 5-ой танковой дивизии США. Внезапно, порыв ветра отнес завесу дыма, и Тигр оказался как на ладони. Шерманы устремились к Тигру, но его орудие повернулось в их сторону и сделало четыре выстрела. Три американских танка и бронеавтомобиль были подбиты. " ("Малоизвестная история кампфгруппы Шульце"из статьи доктора Джузеппе Финицио). Как видим, чтобы поразить четыре движущиеся цели танку потребовалось всего четыре выстрела. Ходовая часть с шахматным расположением катков, обеспечивая танку ряд преимуществ перед традиционной (плавность хода, меньший износ резиновых бандажей), кроме недостаточной маневренности в ближнем бою, сложности в производстве и эксплуатации, была очень тяжелой. Суммарная масса опорных катков "Тигра" составляла 7 т, а у ИС-2, например, -3,5. Общий же вес ходовой части с гусеницами у "Тигра" равнялся 14 т, у ИС-2- 9,3т. Соответственно 24,6% и 20,2% от массы машины. Помимо этого минусов шахматного расположения катков можно считать и то, что в зимних условиях на Восточном фронте грязь и снег, свечера набившиеся между катками к утру не позволяли танку сдвинуться с места. При поломке катка, расположенного ближе к корпусу ремонт мог затянуться на день. Вероятно, если бы немецкие конструкторы расположили броневые листы под рациональными углами наклона и немного уменьшили их толщину (что не сказалось бы отрицательно на защищенности машины), применили бы традиционную ходовую часть и , наконец ограничили значение L/B=1,5 (как у "Пантеры"), то у них бы вышло снизить массу "Тигра" до 45 - 46 т. При этом удельная мощность возросла бы до 14 л.с./т, а удельное давление существенно понизилось, что положительно сказалось бы на подвижности и проходимости танка (что особо важно в условиях Восточного фронта), был бы исключен перегрев двигателя и трансмиссии, связанный с перегруженностью конструкции. Именно выход из строя двигателя и трансмиссии был "хронической болезнью" танка, от которой не получилось избавиться до конца войны. Наверное, самым невезучим в плане поломок оказался 508-й тяжелый танковый батальон. С 23 по 25 мая 1944 года батальон потерял практически все свои танки возле Чистерна-ди-Рома. Тут ярко и фатально проявилась техническая ненадежность "Тигра”. Например, когда 23 мая 1944 года шестнадцать "Тигров” попытались выехать на насыпь возле железнодорожного вокзала, три "Тигра” "скончалось” так и не увидав противника: у двух слетели гусеницы с ведущих колес, а у третьего классически сломалась коробка передач. Несколько "Тигров” просто не смогли взобраться по склону на насыпь из-за того, что орудия упирались в склон и, главное, двигатели машин не тянули собственный вес. Тяжесть "Тигра" была проблемой и при пересечении рек на Восточном фронте - не каждый советский мост мог выдержать машину массой почти в 60 т. Тем не менее, не смотря на описанные выше недостатки ходовой части, "Тигр" является едва ли не лучшим тяжелым танком войны. Конкуренцию ему может составить лишь ИС-2, не уступавший "Тигру" ни в чем, кроме вооружения. Он не был неуязвимым танком, но его репутация наводила ужас на танкистов, пехотинцев и артиллеристов союзников. "Тигр" стал легендой Второй мировой войны, несмотря на свои недостатки и относительной малый объем выпуска (всего 1355 единиц). ТТХ танка "Тигр"
Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz.181) Tiger Ausf Е Экипаж (чел) 5 Длина с пушкой вперед (м) 8,453 Ширина (м) 3,700 Высота по башне (м) 2,934 Клиренс (м) 0,43 Боевая масса (т) 57 Вооружение 1x88-мм пушка 8,8cm kWk36 L/56 2x7,92-мм пулемет MG-34 Боекомплект, выстрелов патронов для пулеметов 92 4800 Угол горизонтального наведения, градусов 360 Угол вертикального наведения, градусов -9 +10 Двигатель «Майбах» HL 120 Р45 12-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 700 л. с. при 3000 об/мин. КП 8 вперед, 4 назад Максимальная скорость по шоссе (км/ч) 38 по грунтовой дороге 20 Запас хода по шоссе (км) 140 по грунтовой дороге (км) 100 Бронирование Лоб надстройки (мм/ угол наклона в градусах) 100/10 Лоб корпуса 100/24 Маска пушки 110/0 Борт башни 80/0 Борт надстройки 80/0 Борт корпуса 60/0 Корма башни 80/0 Корма надстройки 25/90 Корма корпуса 80/8 Крыша башни 25 Круша корпуса 25 Днище 25 Максимальный подъем грудусов 35 Высота преодолеваемой стенки м 0,8 Ширина преодолеваемого рва 2,3 Глубина преодолеваемого брода 1,2
Обширная фотогаллерея, посвященная танку "Тигр"
|