Танк т 72
Основной
танк Т-72
СССР
Его
разработка началась в 1967 году, когда первый опыт эксплуатации Т-64
выявил недостаточную надёжность двигателя, ходовой части и механизма
заряжания.
Учитывая ограниченные возможности по производству двигателей 5ТДФ и
наличие в достаточном количестве в резерве четырехтактных двигателей
В-45, было принято решение установить их на Т-64. В том же голу был
изготовлен и испытан экспериментальный образец такого танка.
В
холе дальнейшей работы, в 1968-69 голах, были проведены сравнительные
испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой
охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с
двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и
вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в
Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты.
В
ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46
мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть повой конструкции.
Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс
"объект 172М”. В 1973 году после войсковых испытаний он был принят на
вооружение под маркой Т-72 и вскоре получил наименование "Урал”.
В
соответствии с техническим заданием боевые и технические характеристики
Т- 72 сохранены на уровне танка Т-64А. Несмотря на то, что он был
тяжелее "шестьдесятчетверки” на четыре тонны, разница в массе по
отразилась на характеристиках максимальной скорости, запаса хода и
проходимости, так как ёмкость топливных баков увеличилась на 100
литров, мощность двигателя стала больше на 80 л.с., а ширина гусеницы -
на 40 мм.
Танк совершенствовался в ходе серийного производства. В 1979 году на
вооружение был принят модернизированный образец Т-72А, а в 1985 году -
танк Т-72Б.
Рассмотрим
последнюю модификацию более подробно. Танк имеет классическую схему
общей компоновки с экипажем из трех человек и поперечным расположением
двигателя. Механик-водитель находится в отделении управления по оси
танка. Несмотря на большой угол наклона верхней лобовой детали корпуса,
он в боевом положении размещен сидя, так как нижняя часть кресла
установлена в специальной выштамповке днища. Забронированный объем
отделения управления составляет 2,0 куб. м.
В
боевом отделении справа от пушки расположен командир танка, слева -
наводчик. В нижней части боевого отделения установлен вращающийся
транспортер автомата заряжания, форма и размеры которого позволяют
членам экипажа перемещаться внутри машины из боевого отделения в
отделение управления и обратно. Применение автомата заряжания позволило
получить величину забронированного объема боевого отделения 5,9 куб. м.
и высоту танка по крыше башни до 2226 мм.
Моторно-трансмиссионное
отделение занимает объем 3,1 куб.м. Для размещения двигателя толщина
листов корпуса в районе МТО уменьшена до 70 мм. По сравнению с танком
Т-64А изменена конструкция кормовой части корпуса и увеличена длина МТО
в связи с применением вентиляторной системы охлаждения и входного
редуктора, соединяющего двигатель с бортовыми коробками передач. Общий
забронированный объем танка составляет 11,0 куб.м.
Основным
вооружением является специальная танковая 125-мм гладкоствольная пушка
2А46М - пусковая установка. Она отличается от пушки танка Т-64БВ
наличием механизма улавливания и выброса поддонов.
Конструкция орудия позволяет производить замену трубы ствола в полевых
условиях без его демонтажа из башни. В затвор введен механизм,
обеспечивающий открывание клина вручную за два такта, что значительно
уменьшило затрачиваемые усилия. Для улучшения точности стрельбы
цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно
канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника.
Конструкция противооткатных устройств обеспечивает не заторможенный
откат до вылета снаряда из канала ствола и позволяет проводить их
проверку в короткие сроки.
Для
выверки нулевой линии прицеливания без выхода членов экипажа из танка
пушка оснащена устройством встроенного контроля выверки.
Стрельба ведется артвыстрелами раздельно-гильзового заряжания с
бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными
снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет боевую
кумулятивную часть. Все артвыстрелы имеют единый заряд с частично
сгорающей гильзой. Поддон гильзы после выстрела при очередном заряжании
пушки автоматически выбрасывается наружу через специальный люк в крыше
башни.
Выстрел
ЗУБК14 состоит из управляемой ракеты 9М119 и метательного устройства.
Он имеет такие же размеры, как обычный артвыстрел, поэтому его загрузка
в кассету транспортера автомата заряжания не отличается какими-либо
особенностями. Боекомплект пушки размещается во вращающемся
транспортере автомата заряжания (22 выстрела) и в немеханизированных
боеукладках корпуса и башни (23 выстрела).
Комплекс
управляемого вооружения 9К120 обеспечивает ведение стрельбы управляемой
ракетой днем с места и с коротких остановок на дальностях от 100 до
4000 метров. Он имеет помехозащитную полуавтоматическую систему
управления ракетой по лучу лазера.
В состав системы управления огнем входит прицельный комплекс 1А40-1,
созданный на базе лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 танка Т-72А. Поле
зрения прицела стабилизировано в вертикальной плоскости.
Для ведения огня из танковой пушки артвыстрелом в ночных условиях и
управляемой ракетой днем используется прицел-прибор наведения 1К13-49,
входящий в комплекс управляемого вооружения 9К120. Он может работать в
активном или пассивном режимах.
Пушка
оснащена стабилизатором вооружения 2342-2 с электрогидравлическим
приводом вертикального и электромашинным горизонтального наведения, что
уменьшило пожароопасность в танке по сравнению с электрогидравлическим
приводом.
В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный
пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от
командира тапка). Боекомплект спаренного пулемета составляет 2000
патронов, зенитного пулемета - 300 патронов.
Броневая
зашита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные
комбинированные броневые преграды, которые обеспечивают неуязвимость от
большинства типов бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов
танковых (противотанковых) пушек. Высокая стойкость от кумулятивных
боеприпасов достигнута установкой навесной динамической защиты.
На тапке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе - 61, на башне
- 70 и на бортовых экранах - 96. С 1988 года на серийных танках Т-72Б
применяется встроенная динамическая зашита.
Корпус
тапка - сварной, его верхняя лобовая деталь наклонена под углом 68
градусов от вертикали. Башня - литая, ее лобовая часть имеет переменные
углы наклона от десяти до двадцати пяти градусов. Борта корпуса
защищены противокумулятивными экранами.
Танк отличается высоким уровнем противорадиационной защиты за счет
применения подбоя и надбоя, системы коллективной защиты и локальной
защиты членов экипажа.
Живучесть
танка на поле боя повышена за счет низкого силуэта, применения ТДА и
системы 902Б "Туча” дм постановки дымовых завес, системы защиты от
напалма и быстродействующего противопожарного оборудования 3ЭЦ1З
"Иней”. Танк имеет камуфлирующую окраску и оснащен оборудованием для
самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-б.
На
машине установлен многотопливный четырехтактный быстроходный дизельный
двигатель В-84-1 жидкостного охлаждения с наддувом от приводного
Центробежного нагнетателя. Кроме того, используется инерционный
(волновой) наддув.
Мощность двигателя составляет 618 кВт (840 л.с.). Он приспособлен к
работе на дизельном топливе, реактивном топливе (Т- 1, ТС- 1. Т-2) и
автомобильном бензине (А- 66, А-72). Пуск осуществляется с помощью
электростартера, системы воздушного ча- пуска, а также от постороннего
источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя
зимой имеется система подогрева впускного воздуха.
Механическая
планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых
коробок передач и двух бортовых редукторов. Она имеет
гидросервоуправление и собственную масляную систему.
В системе подрессориванния применена индивидуальная торсионная подвеска
с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах
падвески каждого борта. Диски опорных каткая изготовлены из
алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а
поддерживающие катки - внутреннюю амортизацию. Для предохранения
гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах
приварены ограничительные диски.
Танк
оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать
водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На
танке используется комплекс средств связи "Абзац”, который включает УКВ
радиостанцию Р-173, радиоприемник Р- 173П, блок антенных фильтров и
ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76
МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить
десять частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км
как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.
Модификации танка Т-72
Т-72 (1973 г.) - базовый образец.
Т-72К (1973 г.) - командирский танк.
Т-72 (1975 г.) - экспортный вариант, отличался конструкцией броневой защиты лобовой части башни, системой ПАЗ и комплектацией боеприпасов.
Т-72А (1979 г.)
- модернизация танка Т-72. Основные отличия: лазерный прицел- дальномер
ТПДК-1, ночной прицел наводчика ТПН-3-49 с осветителем Л-4, сплошные
бортовые противокумулятивные экраны, пушка 2А46 (вместо пушки 2А26М2),
система 9025 запуска дымовых гранат, система защиты от напалма, система
дорожной сигнализации, ночной прибор ТВНЕ-4Б механика-водителя,
увеличенный динамический ход катков, двигатель В-46-6.
Т-72АК (1979 г.) - командирский танк.
Т-72М (1980 г.)
- экспортный вариант танка Т-72А. Он отличался броневой конструкцией
башни, комплектацией боеприпасов и системой коллективной защиты.
Т-72М1 (1982 г.)
- модернизация танка Т-72М. Он отличался дополнительным 16- мм броневым
листом на верхней лобовой детали корпуса и комбинированной броней башни
с песчаными стержнями в качестве наполнителя.
Т-72АВ (1985 г.) - вариант танка Т-72А с навесной динамической защитой.
Т-72Б (1985 г.) -модернизированный вариант танка Т-72А с комплексом управляемого вооружения.
Т-72Б1(1985 г.) - вариант танка Т-72Б без монтажа некоторых элементов комплекса управляемого вооружения.
Т-72С (1987 г.)
- экспортный вариант танка Т-725. Первоначальное наименование - танк
Т-72М1М. Основные отличия: 155 контейнеров навесной динамической защиты
(вместо 227), бронирование корпуса и башни сохранено на уровне танка
Т-72М1, другая комплектация боеприпасов к пушке.
Производство и поставки на экспорт
Серийное
производство танка организовано на заводе в Нижнем Тагиле. С 1979 по
1985 год в производстве находился танк Т-72А. На его базе выпускался
экспортный вариант Т-72М, а затем его дальнейшая модификация - танк
Т-72М1. С 1985 года в производстве находится танк Т-72Б, и его
экспортный вариант Т-72С.
Танки
серии Т-72 экспортировались в страны бывшего Варшавского Договора, а
также в Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир и
Финляндию.
На базе танка Т-72 были разработаны и приняты в серийное производство
БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72, инженерная машина разграждения
ИМР-2.
Характеристики
БРЭМ-1: Масса - 40 т, экипаж - 3 чел., вооружение - 12,7-мм пулемет,
-грузоподъемность крана - 12 тc, тяговое усилие лебедки - 25 тc (с
полиспастом 100 те), мощность двигателя - 618 кВт (840 л.с.),
максимальная скорость - 60 км/ч.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ | Боевая масса,
т | 44,5 | Экипаж, чел | 3 | Высота по крыше башни | 2226 мм | Пушка | 125-мм гладкоствольная - пусковая установка | Боекомплект | 45 выстрелов | Типы боеприпасов | БПС, БКС, ОФС, управляемая ракета | Комплекс управляемого вооружения | 9К120 | Управляемая ракета | 9М119 с управлением по лучу лазера | Дальность стрельбы | 100-4000 м | Вероятность попадания ракеты в цель при стрельбе с места | 0,8 | Время полета ракеты на дальность 4000 м | 12 с | Дальномер | лазерный | Стабилизатор | 2342-2 с
электромашинным приводом горизонтального наведения | Заряжание | автоматическое | Пулеметы | один 12,7-мм, один 7,62-мм | Броневая защита | комбинированная | Динамическая защита | встроенная | Дымовые гранатометы | 8 шт | Максимальная скорость | 60 км/ч | Запас хода по шоссе | 500 км | Двигатель | многотопливный четырехтактный дизель | Мощность двигателя | 618 кВт (840 л.с.) | Трансмиссия | механическая планетарная | Подвеска | торсионная | Гусеница | с РМШ (или с ОМШ) | Глубина преодолеваемой водной преграды с подготовкой | 5 м |
Количества Т-72: |
Страна |
Количество |
|
Азербайджан |
175 |
|
Алжир |
316 |
|
Ангола |
50 |
|
Армения |
102 |
|
Белоруссия |
1225 |
|
Болгария |
433 |
|
Венгрия |
238 |
|
Грузия |
66 |
|
Индия |
1100 |
|
Ирак |
100 |
|
Иран |
250 |
|
Йемен |
39 |
|
Казахстан |
650 |
|
Киргизстан |
210 |
|
Кувейт |
157 |
|
Ливия |
260 |
|
Македония |
31 |
|
Марокко |
48 |
|
Польша |
772 |
|
Республика Сербия |
304 |
|
Россия |
7000 |
|
Румыния |
30 |
|
Сирия |
1500 |
|
Словакия |
272 |
|
Сьерра-Леоне |
2 |
|
Таджикистан |
40 |
|
Туркменистан |
570 |
|
Украина |
1200 |
|
Финляндия |
162 |
|
Хорватия |
30 |
|
Чехия |
278 |
Всего: |
17610 | (согласно данным http://www.army-guide.com)
Боевое применение
Впервые Т-72 применили при боевых действиях в 1982 году, в Ливане,
долине Бекаа. Российские/сирийские источники утверждают, что
израильским танкистам не удалось подбить ни одной такой машины
советского производства. В то же время, согласно западным/израильским
источникам было уничтожено до 20 T-72 .
В то время "Урал" считался лучшим в мире танком, особенно по
соотношению цена/функциональность/качество. Последние его модификации
могут успешно конкурировать даже с самыми современными М1 "Абрамс".
- Иран, Ирак — Ирано-иракская война (1980-1988)
- Сирия, Ливан — Первая ливано-израильская война (1982)
- Армения, Азербайджан — Нагорно-карабахский конфликт (1991-1994)
- Россия — Чеченские войны (1994-1996, 1999-2002)
- Ирак, Кувейт — "Войны в Заливе" (1990-1991, 2003)
- Война в Югославии (1992-1994)
- Конфликт в Косово (1999-2004)
- Конфликт в Южной Осетии (2008)
(согласно данным http://armor.kiev.ua/wiki/index.php?title=%D0%A2-72)
Статья о послевоенных и иностранных вариантах танка Т-72
|