Главная | Каталог статей | Регистрация | Выход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Подводные лодки [3]
Авианосцы [1]
Эсминцы [2]
Карта раздела
Более удобная навигация
Реклама
Реклама
Авторские права
Информация о авторских правах Вся информация предоставляется в информационных целях. Если Вы считаете, что мы нарушаем Ваши авторские права, то информация будет снята с сайта после Вашего письменного уведомления. Содержимое сайта публикуется на условиях CreativeCommons Attribution-ShareAlike 3.0 или более поздней версии, программные коды в тексте статей — на условиях GNU GPL v2 или более поздней версии.
На развитие сайта
Главная » Статьи » Флот » Подводные лодки

Подводные лодки пр.611 (СССР)
Подводные лодки проекта 611

Вечером 16 сентября 1955 г. в пустынной тундре прогремел мощный взрыв, на его месте образовалась воронка диаметром 14 м и глубиной 6 м. А спустя некоторое время радист подводной лодки Б-67 принял сообщение телеметрических постов: "Работа выполнена на отлично!" Так оценили первый пуск баллистической ракеты с советской субмарины.

А все началось 16 октября 1946 г., когда правительство приняло программу, по которой до 1955 г. наметили построить боевые корабли по новым проектам, подготовленным с учетом опыта второй мировой войны. Предусматривались и большие подводные лодки, которым предстояло действовать на океанских коммуникациях, блокировать морские базы, вести оперативную разведку. Разработку их проекта вели, основываясь и на практике создания лодок типа К (XIV серия), Л (II, XI и XIII серии) и Д (I серия). Лучшие варианты представили наркому ВМФ И. Кузнецову, после чего Центральному конструкторскому бюро-18 Наркомата судостроительной промышленности передали тактико-техническое задание, и в 1948 г. окончательно утвердили проект 611-й большой субмарины, главным конструктором которой назначили С.Егорова.

Подводная лодка Б-67 в Балаклаве

К этому времени, после раздела германского флота, были получены весьма удачные субмарины XXI серии, их основательно изучили и внесли в чертежи 611 некоторые коррективы. Кроме того, ряд механизмов и устройств унифицировали с теми, что намеревались применить на создававшихся параллельно средних лодках 613-го проекта.

Новые корабли оснастили мощным вооружением. 6 носовых и 4 кормовых аппарата для 533-мм торпед, дюжина запасных располагалась на стеллажах. Вместо части торпед можно было принять 32 мины АМД-1000. Перед рубкой, на верхней палубе, разместили спаренную установку 57-мм универсальных пушек СМ-243ИФ, а в кормовой части рубки находилась спарка 25-мм зенитных автоматов 2М-8. Правда, позже сочли, что лучшей защитой подводного корабля от авиации будет не стрельба, а скрытность и при появлении вражеского самолета полезнее незамедлительно уходить под воду. К 1956 г. артиллерию со всех лодок сняли, после чего их скорость возросла на узел...
Лодку проекта 611 оборудовали двумя радиолокаторами. С помощью одного обнаруживали надводные цели, другой же фиксировал излучение чужих радаров. Для поиска подводных объектов, будь то субмарины или мины, служили гидроакустическая станция и шумопеленгатор. Командирский и зенитный перископы располагались на вращающейся площадке.

Цилиндрический сварной прочный корпус длиной 67,5 м выполнили из 18 - 22-мм стали, с необычным - наружным расположением шпангоутов, что позволило увеличить объем внутренних помещений, хотя они все равно оказались тесноватыми. В первом и седьмом отсеках находились торпедные аппараты, во втором наверху разместили офицерскую кают-компанию, гидроакустический комплекс, душевую, внизу - аккумуляторные батареи. В третьем был центральный пост, штурманское,радиолокационное, гидроакустическое оборудование, приборы управления торпедной стрельбой. В четвертом устроили кают-компанию старшин, радиорубку, про-визионку и камбуз. В пятом стояли 3 дизеля мощностью по 2000 л.с. В подводном положении воздух к ним подавался через РДП, проще говоря, шнорхель, здесь же была пара дизель-компрессоров. Два бортовых электродвигателя ПГ-101 (в шестом) по 1350 л.с. приводили во вращение 3-лопастные гребные винты, средний ПГ-102 (2700 л.с.) без передачи работал на малошумный 4-лопастной винт. В седьмом отсеке, под настилом, смонтировали 140-сильный электромотор экономичного хода. Лодки оснастили кондиционером воздуха, рефрижератором и опреснителем.

Легкий наружный корпус спроектировали обтекаемым, толщиной 3 мм, а у ватерлинии толщину довели до 8 мм в расчете на плавание во льдах.

Головную Б-61 (Б - большая, по-флотски "буки") заложили на стапеле ленинградского завода "Судомех" 10 января 1951 г. и уже в следующем приступили к ходовым испытаниям. Как отмечал сотрудник ЦКБ морской техники "Рубин" (бывшее ЦКБ-18) В.Семенов, при этом "был выявлен ряд недостатков, потребовавших изменения схемы аварийного продувания главного балласта, усиления кормовой оконечности из-за повышенной вибрации при работе всех трех винтов и некоторых других усовершенствований". В декабре Б-61 вступила в строй, и до 1956 г. флоту сдали еще 25 кораблей этого типа, которым в НАТО присвоили обозначение "Зулу".

В 1953 г. командование ВМФ, создатели ракет и судостроители предложили правительству оснастить часть новых субмарин баллистическими или крылатыми ракетами. Идею одобрили, тем паче стало известно, что американцы уже приступили к довооружению своих лодок подобным оружием. В январе 1954 г. Совет Министров СССР принял постановление "О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия...", той совершенно секретной программе присвоили код "Волна". Главным конструктором будущего ракетоносца назначили Н.Исанина, ракетами занялся в СКБ-1 С.Королев. Работа предстояла немалая, хотя бы потому, что никто не знал, каким будет пуск с качающейся платформы, повлияют ли раскаленные газы на стартовое устройство и корпус, выдержат ли ракеты многосуточную качку и давление на глубине. Да и саму шахту пришлось разрабатывать впервые. В частности, "требовалось создать принципиально новый агрегат, способный удерживать ракету после ее погрузки на лодку,- писал работник Специального проект-но-монтажного бюро машиностроения "Малахит" В.Жарков,- убрать ее в шахту, выдвинуть перед стартом и освободить от крепления в нужный момент. Все эти операции после всплытия корабля требовалось выполнить за 5 мин, и при волнении до 5 баллов, да еще с ракетой, весившей свыше 5 т!"

В августе 1954 г. проекту ракетоносца присвоили индекс В-611, его главным оружием сделали баллистическую Р-11, которую после соответствующей доработки для^(элота назвали Р-11ФМ. В сентябре проект утвердили. Из четвертого отсека решили убрать 4 группы аккумуляторов, в его носовой части и удлиненной рубке смонтировать две вертикальные шахты длиной по 14 м и диаметром 2 м. Пришлось снять артиллерию и часть запасных торпед. Для проверки новых устройств изготовили испытательные стенды. В 1954 г. Северному судостроительному заводу ? 402 в Молотовске (ныне Северодвинск) передали Б-67, построенную годом раньше в Ленинграде и переведенную по Беломоро-Балтийскому каналу. Ее поставили в док, а затем в закрытый эллинг, срезали часть легкого корпуса и кормовую оконечность рубки, ну, а дальше действовали, как предписывал проект В-611.

14 сентября 1955 г. в шахты опустили ракеты, на следующий день капитан 2-го ранга Ф.Козлов (ныне Герой Советского Союза, контр-адмирал в отставке) вывел Б-67 в море, а 16 сентября в 17.32 произвели пуск. Ракета пролетела 250 км и упала в намеченной точке.

Подводная лодка Б-67

11 ноября ракетоносец вновь приняли в состав ВМФ, на сей раз в качестве учебно-опыто-вого корабля, а в 1956 г. по измененному проекту АВ-611 начали переоборудовать еще 4 "буки". Тем временем Б-67, которой теперь командовал капитан 3-го ранга И.Гуляев (ныне капитан 1-го ранга в отставке, Герой Советского Союза), продолжала испытания. Предстояло проверить герметичность шахт в длительном походе, в том числе в шторм, и на большой глубине. Больше того, в конце 1957 г. ракетоносец, (разумеется, без экипажа) притопили и в 80 - 25 м от него сбросили несколько глубинных бомб, причем одна взорвалась над шахтами. После этого лодку подняли и тщательно обследовали - лишь отдельные механизмы получили незначительные повреждения, зато шахты почти не пострадали.

Кстати, в одном из походов, когда успешно выпустили обе ракеты, участвовал С.Королев. "Уже возвращаясь, пригласил Сергея Павловича к себе в каюту и предложил отметить итог стопкой разведенного спирта,- вспоминал И.Гуляев.- Он и сказал мне: "А я ведь не пью, тем более спирт..."Но, видно, решил не портить командирское настроение и поднял стопку. А выпив, неожиданно сказал: "Ты знаешь, Иван Иванович, ничего. Так, пожалуй, и пить начнешь..."
В 1964 - 1969 годах "буки" еще раз послужили флоту в качестве экспериментальных. С них сняли уже устаревшие Р-11ФМ, на Б-67 опробовали гидроакустический комплекс (проект АВ-611РА), на Б-78 - астронавигационную систему (проект АВ-611 С), на Б-89 - гидроакустическую аппаратуру (проект АВ-611 Е).

Подводные лодки типа Б пробыли в строю более трех десятилетий - лишь в 1991 году списали последнюю. На смену им давно пришли субмарины с атомными силовыми установками, каждый корабль нес от 12 до 24 баллистических либо крылатых ракет нового поколения. Остается пожалеть, что не сохранили ни одну из первых послевоенных океанских лодок, ставших и первыми отечественными серийными подводными ракетоносцами. Хотя место для нее нетрудно было отыскать, хотя бы в Североморске, рядом со знаменитой крейсерской К-21.

Однако у читателя может возникнуть вопрос - какими же кораблями этого класса располагали наши бывшие союзники по второй мировой войне, ставшие в период войны "холодной" наиболее вероятными противниками?

Англичане с 1945 г. начали строить 46 субмарин типа А водоизмещением в надводном и подводном положении 1120/1620 т, скоростью соответственно 18 и 8 узлов, вооруженных 10 торпедными аппаратами, 102-мм пушкой и 20-мм автоматом. С окончанием войны программу свернули, достроенные корабли в 50-е годы модернизировали "под немецкую XXI серию": корпус и рубку сделали более обтекаемыми, артиллерию убрали, обновили радиолокационную и гидроакустическую аппаратуру. К началу 70-х годов в составе Королевского флота оставалось 10 таких лодок. Французы, итальянцы, испанцы океанских лодок в 50-е годы не строили.

Американцы в период второй мировой войны заказали более 200 океанских субмарин незначительно отличавшихся типов "Гетоу", "Балао" и "Тэнч", примерно соответствовавших нашим крейсерским К XIV серии. С 1947 г. их переделывали опять-таки с учетом опыта немецкого судостроения - установили более емкие аккумуляторы, улучшенные электродвигатели, "облагородили" легкий корпус и рубку - скорость подводного хода возросла с 9-10 до 14-16 узлов. В 1949-1953 годах они построили 6 субмарин типа "Тэнг", в которых явно ощущалось влияние немецкой XXI серии. На них применили компактные дизель-генераторы, работавшие на два гребных винта, корпус разделялся на 6 отсеков. Они вышли весьма удачными, однако со второй половины 50-х годов американцы увлеклись созданием субмарин с ядерными силовыми установками, в том числе ракетоносных. Правда, почти одновременно с советскими лодками проекта АВ-611 они переоборудовали несколько кораблей военной постройки, в которых крылатые ракеты размещались в наружных коонтейнерах, а это отрицательно сказывалось на скоростных и маневренных качествах. Что же касается подводных атомоходов, то им американцы по сей день отдают приоритет.
Категория: Подводные лодки | Добавил: Junkers87 (11.04.2018)
Просмотров: 9706 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 AndrewSooge  
0
Компания занимается разработкой, конструированием и установкой очистительных конструкций «Танк» (септик).



http://септик-танк.com - септик танк универсал

Имя *:
Email *:
Код *:
Закладки
Поиск
Пользовательского поиска
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • счетчики
    Rambler's Top100 Анализ сайта Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Copyright MyCorp © 2024Хостинг от uCoz