Главная | Каталог статей | Регистрация | Выход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Танки [53]
БТР и БМП [11]
САУ [3]
ЗСУ [1]
Карта раздела
Более удобная навигация
Реклама
Реклама
Авторские права
Информация о авторских правах Вся информация предоставляется в информационных целях. Если Вы считаете, что мы нарушаем Ваши авторские права, то информация будет снята с сайта после Вашего письменного уведомления. Содержимое сайта публикуется на условиях CreativeCommons Attribution-ShareAlike 3.0 или более поздней версии, программные коды в тексте статей — на условиях GNU GPL v2 или более поздней версии.
На развитие сайта
Главная » Статьи » Бронетехника » Танки

Тигр (Германия) часть 1
танк тигр +вбою
Тяжелый танк «Тигр»
(Германия)


Что первое приходит Вам в голову, когда вы слышите словосочетание «немецкий танк»? 
Скорее всего, это будет Panzerkampfwagen VI ausf E, он же легендарный и ужасный «Тигр». Этот танк играет главные роли вражеских машин во множестве фильмов - от «Аты-баты шли солдаты» до спилберговского «Спасения рядового Райана» (справедливости ради стоит заметить, что почти нигде в фильмах не показаны «правильные» «Тигры», обычно их роль играют другие танки). В этой статье автор попытается выяснить, насколько обосновано такое воспевание данной машины немецкими военными и боязнь ее солдатами государств-противников Германии. 

В 1937 году немецкий генштаб требовал более тяжелый и мощный танк, чем ставшие серийными Pz III и Pz IV и он должен был выполнять роль танка прорыва. Согласно требованиям, масса нового танка должна была быть около 30 т., броня-около 50 мм.
В результате фирмой „Хеншель” (Henschel) был создан прототип танка DW I(Durchbruchwagen - машина прорыва). Ходовая часть состояла из пяти катков на сторону на торсионной подвеске. Бортовая броня корпуса изготавливалась из двух частей, соединявшихся позади боевого отделения (металлургические заводы еще не могли в то время изготовить катаные броневые листы большого размера толщиной 50 мм).  
DW II, заказанный в 1938 г., по существу был улучшенным DW I с другими гусеницами и бортовой броней корпуса из одного листа. Двигатель «Майбах» HL 120 вместе с восьмискоростной КП «Майбах» Variorex сообщал танку скорость 35 км/ч . На танк предполагалось установить башню от Pz.Kpfw.lV с 75-мм пушкой и спаренным пулеметом MG 34. Второй пулемет должен был устанавливаться в лобовом листе корпуса справа. Как и в первом случае, дело ограничилось постройкой и испытаниями шасси.

Аналогичная конструкция корпуса была сохранена и на следующей модели VK3001(H). 9 сентября 1938 г. управление вооружения выдало фирме «Хеншель» запрос на танк VK3001. Фирма за основу взяла свой прототип DWIII, заменив лишь конструкцию гусеницы. В начале 1940 г. провели первые испытания, после чего последовал заказ на 8 шасси. Первый VK3001(H) был готов в марте 1941 г., но уже в мае решено было отказаться от этого проекта в пользу более тяжелого VK3601. Еще два шасси VK3001(H) были изготовлены в октябре 1941 г. Они подверглись тщательным испытаниям вместе с VK3601, а в последствии и с VK4501(H). После окончания войны шасси VK300I было обнаружено на испытательном полигоне «Хеншель» в состоянии на ходу. Фирма «Крупп» (Krupp) изготовила 12 башен, 6 из которых с пушкой KwK L/24 были установлены на фортификационных сооружениях. VK3001 применялся лишь в школах для водителей танков, всего было изготовлено 4 экземпляра.
В начале 1942 года два шасси были переделаны в тяжелый истребитель танков, вооруженный 128-мм пушкой фирмы «Райнметалл» (Rheinmetall). Полное название машины- Selbstfahrlafette L/61. Эти САУ действовали на восточном фронте под Сталинградом. Одна из них в конце 1943 года была захвачена невредимой советскими войсками, затем выставлялась как трофей на выставке в 1944 г., сейчас эту уникальную САУ можно увидеть в музее в подмосковной Кубинке

26 мая 1941 года фирмам «Хеншель» и «Порше» (Porsche) был выдан заказ на производство прототипа тяжелого танка, вооруженного пушкой, снаряд которой пробивал бы 100-мм брони с расстояния 1500 м. Сам же танк должен был быть защищен от обстрела такой же пушкой. «Хеншель» взял за основу свою машину VK3001(H), но поставил в ходовую часть восемь катков большого диаметра, а «Порше» воспользовался проектом VK3001-Leopard. Новый танк «Хеншель» получил индекс VK3601(H). Боевая масса VK3601 (Н) составляла 32 тонны, экипаж-5 человек. Двигатель HL174 позволял развивать максимальную скорость 40 км/ч. VK 3601 (H) с самого начала рассматривался в качестве промежуточной модели, как ступенька к следующей, более мощной боевой машине. Именно поэтому планируемый выпуск этого танка был ограничен 172 экземплярами. В конце июля 1941 работы над танком должны были быть отменены, в виду того, что нельзя было завершить работы над танковой пушкой Gerat 0725, для ее боеприпасов нехватало вольфрама. Тогда решено было использовать 88-мм пушку KwK 36 (пушка была разработана с использованием качающейся части знаменитого зенитного орудия Flak-18/36, получившего также дульный тормоз и электроспуск) , уже подготовленную для танка «Порше» VK4501 (Р). Эти башни были сделаны фирмой «Крупп». Для установки крупповской башни потребовалось увеличить диаметр башенного погона в свету с 1650 до 1850 мм, что вызвало изменение верхней части корпуса. У VK 3601(Н) появились надгусеничные ниши, а масса возросла до 45 т. Конструктивные изменения повлекли за собой и смену индекса: танк стал называться VK 4501 (Н). Теперь после небольшой модернизации крупповской башни проект VK360l быстро переработали под проект VK4501 (Н). Шесть башен, изготовленных для VK3601 (Н), были переданы для установки на фортификацион­ных сооружениях. В середине 1941 года «Хеншель» построил два прототипа: VK4501(H)H1 и VK4501(H)H2. Модель H1 была вооружена 88-мм орудием KwK 36 L/56, установленным в модифицированной башне, которую компания «Крупп» построила для прототипа «Порше» VK4501 (Р). 
  Модель H2 была вооружена 75-мм орудием KwK 42 L/70 (Производство фирмы «Райнметалл»), установленным в новой, специально разработанной, башне. В последствии эти башни были установлены на некоторых модификациях «Пантер». H2 существовал лишь в виде деревянной модели. 

И все же 22 июня 1941 года Германия вступила в войну с Советским Союзом не имея на вооружении серийного тяжелого танка (не считая нескольких трофейных французских и британских машин, которые на Восточном фронте не воевали). При этом Советский Союз имел большое количество тяжелых танков КВ и средних Т-34, которые своими 76,2-мм орудиями с легкостью поражали любой немецкий танк при том, что немецкие танки практически были бессильны против брони КВ и Т-34. Приходилось немцам применять 88-мм тяжелые зенитные орудия и 105-мм полевые пушки. Ну и конечно вездесущие «Люфтваффе» помогли. Как видите, превосходство советских танков было нивелировано тактическим превосходством немцев. Но это совершенно другая тема.  

В конце 1941 года «Хеншель» сконцентрировал усилия на разработке прототипа H1. Проект был окончен 17 апреля 1942 года. 19 апреля 1942 года оба прототипа («Порше» и «Хеншель») прибыли на железнодорожную станцию рядом с Растенбургом и затем отправились своим ходом в Растенбург. До города было всего 11 км., но обе машины за время поездки успели сломаться по несколько раз. Прототипы были показаны Адольфу Гитлеру в день его рождения, 20 апреля 1942 года. На следующий день обе машины прибыли в ставку. После торжественной части (Фердинанду Порше вручили «Крест за военные заслуги I класса») Гитлер около получаса осматривал машину Порше, внимательно выслушивая объяснения конструкторов. Танку «Хеншель» он уделил всего 2-3 минуты. После обеда прибыл Геринг. В присутствии его и министра вооружений Шпеера состоялись испытания на скорость. На участке 1000 м VK 4501 (Р) развил максимальную скорость 50 км/ч, а его конкурент на участке 850 м - 45 км/ч. При этом двигатель VK 4501(H) перегрелся настолько, что возникла угроза пожара. После охлаждения двигателя танк был вновь готов к действию. Главный инженер фирмы «Хеншель» Курт Арнольд предложил Шпееру сравнительные испытания на маневренность, судя по всему, не без тайного умысла: он хорошо знал слабые места машины Порше. Сырая, не доведенная электротрансмиссия серьезно затрудняла маневрирование. VK 4501(Р), например, с огромным трудом танк совершал повороты на 90". На этом фоне VK 4501(H) показал себя с самой лучшей стороны - многотонная машина крутилась буквально на пятачке, приводя в восторг зрителей. Впрочем, эта демонстрация танков, по сути, ничего не решала - впереди были настоящие испытания на полигоне Берка, куда в мае 1942 года прибыли два VK 4501 (Р) и один VK 4501 (Н). В результате у танка фирмы Porsche, как и в случае с VK 3001 (Р), выявили низкую надежность электротрансмиссии. Кроме того, машина имела неудовлетворительную проходимость и маленький запас хода - всего в 50 км. Поскольку Гитлер хотел использовать новые танки и в Северной Африке, этот показатель должен был равняться как минимум 150 км. Разместить же дополнительное количество топлива в танке оказалось невозможно из-за отсутствия места. Легко было предвидеть и многочисленные трудности, которые могли возникнуть при эксплуатации боевой машины на фронте. Необычная трансмиссия требовала переподготовки механиков-водителей и специалистов ремонтных служб. Взвесив все "за" и "против", несмотря на особое расположение Гитлера к доктору Порше, проводившая испытания комиссия приняла решение в пользу танка фирмы «Хеншель». Гитлер вынужден был согласиться. Машина получила обозначение Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz.181) Tiger Ausf.H1, а после принятия на вооружение в 1944 году танка Tiger II название изменили на Tiger Ausf.E или Tiger I.
Уже изготовленные на заводе Nibelungenwerke 90 шасси VK 4501 (Р) было решено использовать в качестве базы для тяжелых штурмовых орудий, вооруженных 88-мм противотанковой пушкой, созданной на базе зенитки Flak 41 с длиной ствола в 71 калибр, - будущих "Фердинандов". Но об этом далее. 
В июле 1942 года «Тигр» Henschel - VK4501(H) был принят на вооружение и начал собираться на заводах Henschel в Касселе (Германия). Выпуск танков пред­полагалось начать в июле 1942 г. с тем, чтобы к 12 мая 1943 г. — сроку планируемого летнего наступления - иметь 285 новых танков. В свя­зи с прекращением работ по VK4501 (Р), количество планируемых VK4501 (Н) было увеличено на 50 единиц. В начале августа 1942 года началось серийное производство нового тяжелого танка, что, впрочем, не означало конец испытаний. Они продолжались, но уже на главном танковом полигоне вермахта в Куммерсдорфе. Первый танк прошел к тому времени 960 км. По среднепересеченной местности машина развивала скорость до 18 км/ч, расход топлива составлял при этом 430 л на 100 км.Опыт, полученный при разработках VK3001 и VK3601, был использован и при создании модели VK4501 (Н). Компоновка как самого танка, так и моторно-трансмиссионного отделения осталась такой же, как у VK 3001 (Р). Два расположенных параллельно друг другу 10-цилиндровых V-образных карбюраторных двигателя воздушного охлаждения Турe 101/1 мощностью 320 л.с. каждый с помощью клиноременной передачи приводили во вращение роторы двух генераторов. От последних электроэнергия подавалась на два электромотора, вращавших ведущие колеса танка. Всю электрическую часть трансмиссии поставила фирма Siemens-Schuckert.
Компоновка танка "Тигр" представляла собой классический вариант с передним расположением трансмиссии. В передней части находилось отделение управления. В нем размещались коробка передач, механизм поворота, органы управления, радиостанция, курсовой пулемет, часть боекомплекта и рабочие места механика-водителя (слева) и стрелка-радиста (справа). Боевое отделение занимало среднюю часть танка. В башне устанавливались пушка и спаренный пулемет, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки и сиденья командира танка, наводчика и заряжающего. В корпусе в нишах, по стенкам и под поликом башни размещался боекомплект. На днище танка - гидропривод поворота башни. В моторном отделении располагался двигатель и все его системы, а также топливные баки. Моторное отделение отделялось от боевого перегородкой.
«Тигр» имел 24 расположенных в шах­матном порядке в четыре ряда катка (размер катка 800х95 мм)на борт на торсионной подвеске для своих 57 тонн. Эта система с торсионной подвеской обеспечивала плавный ход машины и относительное удобство экипажа. Однако при эксплуатации танков на Восточном фронте в зимнее время между катками набивались грязь и снег, которые замерзали за ночь и к утру блокировали ходовую часть «Тигров». Конструкцию ходовой части разработал советник имперского управления вооружений инженер Г. Книпкамп - активный участник проектирования целого ряда германских бронированных машин. Подвеска - индивидуальная, торсионная, одновальная. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса. Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Направляющие колеса-литые, с металлическими бандажами и кривошипным механизмом натяжения гусениц. Ахиллесовой пятой ходовой части "Тигра", от которого никак не удавалось избавиться, был быстрый износ и последующее разрушение резиновых бандажей опорных катков, именно поэтому с января 1944 г. танки оборудовались стальными катками с внутренней амортизацией, такими же, как на «Тигр II» (800 танков было переоборудовано). 

Корпус танка имел довольно простые очертания и выполнялся из катаной стали. Лобовой лист подбашенной коробки располагался под углом 8° к вертикали, верхний лобовой лист корпуса - под углом 77°, нижний - под углом 27°. Бортовые листы - вертикальные, кормовой лист наклонен под углом 8° . В передней части крыши подбашенной коробки имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Люки закрывались круглыми крышками, откидывающимися на петлях. В каждой крышке был смонтирован перископический прибор наблюдения. Между люками имелось вентиляционное отверстие, прикрытое броневым колпаком. Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепроницаемыми перегородками. Два крайних отсека при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой; центральный, в котором располагался двигатель, был герметичным. Крайние отсеки закрывались сверху массивными литыми решетками. Две передние решетки служили для притока воздуха, охлаждающего радиаторы, а задние - для его отвода. Надмоторная часть закрывалась крышкой с вентиляционным отверстием, прикрытым броневым колпаком. В днище танка были предусмотрены люки для доступа к генератору и топливному насосу, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки двигателя и спускной пробке картера коробки передач. Отсутствие углов рационального наклона брони компенсировалось ее толщиной: лобовая броня — 100 мм, бортовая — 80 мм, верх корпуса — 26 мм. Корпус и надстройка сварены вместе так, что бортовые пол­ки надстройки приходились над гусеницами, что позволило иметь ши­рокий погон под башню. Начиная с середины 1943 года «Тигры», в основном, обрабатывались пастой «Циммерит», которая спасала корпус от магнитных мин. Парадокс заключался в том, что противники Германии не применяли подобных мин. 


  88-мм пушка в спарке с пулеметом MG 34 крепилась на внешней маске. Ствол пушки имел длину 56 калибров - 4928 мм; вместе с дульным тормозом - 5316 мм. Масса пушки- 1310 кг. Вертикальная наводка - в пределах от - 6,5° до +17°. Предельная длина отката - 580 мм. В боекомплект входили бронебойные снаряды PzGr 39 (масса- 10,16 кг., начальная скорость- 810 м/с, бронепробиваемость вертикальной стальной плиты на расстоянии 500м- 130 мм., 1000м - 119 мм.), подкалиберные снаряды PzGr 40 (масса- 7,5 кг., начальная скорость-930 м/с, бронепробиваемость на расстоянии 500м- 156 мм.), а также осколочно-фугасные снаряды(масса- 7,65 кг., начальная скорость-600 м/с, бронепробиваемость на расстоянии 500м- 90 мм). Скорострельность пушки - 6-8 выстрелов в минуту. Пушка уравновешивалась с помощью специального гидравлического устройства, расположенного под ее казенной частью. Имелась система продувки ствола от пороховых газов для снижения загазованности боевого отделения. 
Для наведения пушки на танках первых серий использовались бинокулярные телескопические прицелы TZF 9a, последующие серии оборудовались усовершенствованными монокулярными TZF 9c. Отличные немецкие прицелы позволяли хорошо обученному наводчику поражать цели на больших дистанциях с первого выстрела.  
Толщина маски достигала 110 мм, и она служила противовесом длинному орудийному стволу танка.Башня собиралась с броневой плитой, изогнутой в виде подковы. На танках первых выпусков башня имела две пистолетных амбразуры в кормовой части и цилиндрическую смот­ровую башенку со смотровыми щелями. У первых же серийных машин был изменен ящик для снаряжения и ЗИПа, крепившийся на корме башни. На прототипах использовался ящик, позаимствованный у Pz.III. Для самообороны от вражеской пехоты по периметру корпуса были смонтированы мортирки для противопехотных мин типа "S". Эта мина, боевая часть которой включала 360 стальных шариков, выстреливалась на небольшую высоту и разрывалась. Кроме того, на башнях танков ранних выпусков устанавливались дымовые гранатометы NbK 39 калибра 90 мм (по три с каждой стороны). Последние также можно было использовать для стрельбы минами типа "S".На машинах поздних выпусков для этой цели служило "оружие ближней обороны" - Nahverteidigungswaffe - мортирка, установленная внутри танка, и стрелявшая через амбразуру, расположенную на крыше башни за люком заряжающего. В декабре 1942 г. правую пи­столетную амбразуру в башне заменили на эвакуационный люк, а в июле 1943 г. (с 391-й машины) на башне установили новую командирскую башенку, унифицированную с башенкой "Пантеры" и имевшую устройство для крепления зенитного пулемета MG 34, а также перископический прибор наблюдения перед люком заряжающего. Были внесены изменения в спусковой механизм пушки, в стопор пушки по-походному, крепление спаренного пулемета, сиденья членов экипажа и др. На ее бортах разместили укладку запасных траков, которые до этого располагались только на нижнем лобовом листе корпуса. Пять траков крепились с левой, а три - с правой стороны. Вращение башни обеспечивалось гидравлическим приводом мощностью 4кВт, который приводился в действие от коробки передач. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. Отбор мощности производился от коробки передач с помощью специального карданного вала. При 1500 об/мин коленчатого вала поворот башни на 360° осуществлялся за 1 мин. Когда двигатель танка не работал, вращение башни осуществлялось вручную. Башня, вследствие большого вылета пушки и тяжелой броневой маски, была неуравновешенна, что делало невозможным ее поворот вручную при крене в 5°. В 1942 году фирма «Рейнметалл-Борзиг» разработала новый тип башни с 75-мм пушкой KwK 42 L/70. Готовилось также перевооружение «Тигров» 88-мм пушкой KwK 43 L/71.Но в это время уже шла разработка танка VK 4503 - будущего "Королевского тигра", размеры башни которого куда больше подходили для нового орудия.

  На первых 250 танках (произведенных до мая 1943 года) в качестве силовой установки применялись двигатели «Майбах» HL 210P30 мощностью 650 л. с..Остальные машины оснащались 700-сильными двигателями «Майбах» HL 230Р45. И те, и другие силовые установки представляли собой 12-цилиндровые V-образные рядные карбюраторные моторы жидкостного охлаждения. Диаметр цилиндра 125 и 130 мм. Ход поршня 145 мм. Степень сжатия 7(HL 210P30) и 6,8(HL 230P45). Рабочий объем 21 353 см2 и 23 095 см2. Сухая масса двигателей 1200-1300 кг. Следует подчеркнуть, что двигатель HL 230P45 был практически идентичен двигателю HL 230РЗО танка "Пантера". Для повышения жесткости картер этого двигателя был выполнен из серого чугуна без разъема в плоскости коленчатого вала, то есть имел так называемую "туннельную" конструкцию. Топливо-этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость четырех бензобаков 534 л. Расход топлива на 100 км при движении по шоссе-270 л, по бездорожью - 480 л. Подача топлива принудительная, с помощью четырех топливных насосов Solex. Карбюраторов - четыре, марки Solex 52FFJIID. Система охлаждения - жидкостная, с двумя радиаторами. По обеим сторонам двигателя располагались сдвоенные вентиляторы. В связи с изоляцией моторного отсека от воздухопритоков системы охлаждения на обоих двигателях был применен специальный обдув выхлопных коллекторов и генератора. Для ускорения прогрева охлаждающей жидкости в процессе запуска двигателя в холодное время года была предусмотрена возможность установки термостатов с обратным перепуском через закороченный контур. Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. 
По пасспорту "Тигр" мог развивать максимальную скорость в 38 км/ч. Есть данные, что это заниженный показатель, а в паспорте он был прописан дабы продлить срок службы малонадежного мотора фирмы "Майбах", а в полевых условиях, танкисты, которые прошли не один бой, снимали ограничитель, и танк мог развить скорость до 45,5 км/час. 
Коробка передач Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16А продукции завода Zahnradfabrik в Фридрихсхафене - безвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперед и 4 назад. Ее особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал главный фрикцион и ранее включенную передачу, производил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион. В случае порчи гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки шестерен - струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере. Картер коробки передач центрировался и жестко соединялся с картером механизма поворота, образуя двухпоточный механизм передач и поворота. Последний крепился в носовой части корпуса танка, причем в расточку передней части картера запрессовывалось резиновое кольцо опорной балки, жестко закрепленной в броневом корпусе. Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз. Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 165 м, минимальный - 3,44 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. Для эксплуатации в африканской пустыне и в южных районах России на кормовом листе корпуса монтировались воздушные фильтры типа Feifel, которые перестали устанавливать на более поздние версии танка. 

Гусеницы танка были стальные, мелкозвенчатые, из 96 двухгребневых траков каждая. 
«Тигры» оснащались двумя типами гусениц: узкими (520мм.), использовавшимися для транспортировки, и широкими (720мм.), использовавшимися при выполнении боевых заданий. Также были разработаны специальные железнодорожные платформы для перевозки и быстрой выгрузки танков. При использовании транспортных гусениц удельное давление на грунт возрастало до 1,53 кг/см2.

  Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники: генератор Bosch GULN 1000/12-1000 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора Bosch емкостью 150 Ач. Потребители: электростартер Bosch BPD 6/24 мощностью 4,4 кВт, система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов. Все танки "Тигр" оснащались радиостанцией Fu 5, имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом. На танках стояла автоматическая система пожаротушения, срабатывавшая при температуре более 120°С .Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.

Цена производства одного танка "Тигр" составляла 250 800 марок (для сравнения - Pz III стоил 96 163 марок, а "Пантера" - 177 000) 

  84 «Тигра» были оборудованы в качестве командирских машин с уста­новкой второй радиостанции, но с уменьшением боекомплекта до 66 пушечных выстрелов и 4050 пулеметных патронов. Всего было произведено 1354 единицы с июня 1942 года по август 1944. В зависимости от назначения командирские танки Pz.Bef.Wg. Tiger Ausf.E существовали в двух вариантах, отличавшихся набором радиостанций. Sd.Kfz.267 с радиостанциями Fu 5 и Fu 8 предназначался для дивизионного звена, а Sd.Kfz.268 с Fu 5 и Fu 7 - для командиров рот и батальонов.

  Первые 495 танков оснащались оборудованием для подводного вождения, позволявшим преодолевать своим ходом по дну водные преграды глубиной до 4 м. Над специальным лючком в крыше моторного отделения устанавливалась трехметровая телескопическая труба (шнорхель, подобные использовались на немецких подводных лодках) для подачи воздуха в двигатель. Выхлоп производился непосредственно в воду. Все люки танка имели резиновые уплотнения. С особой тщательностью герметизировалась моторная перегородка, чтобы выхлопные газы не проникали в обитаемые отделения танка. В ходе испытаний на заводском полигоне, где для этой цели был построен специальный бассейн, танк с работающим двигателем находился под водой до 2,5 часа. В то время "Тигр" был единственным серийным танком в мире, оснащенным в массовом порядке оборудованием подводного вождения, которое нашло широкое применение в танкостроении лишь в 50-е годы. Правда, в войсках это оборудование практически не использовалось, и от него со временем отказались. Без подобного оборудования танк преодолевал водные преграды глубиной до 1,2 метра.

Продолжение

Обширная фотогаллерея, посвященная танку "Тигр"

Категория: Танки | Добавил: Junkers87 (23.09.2009)
Просмотров: 16106 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.3/6
Всего комментариев: 2
2  
Любимая игра !!!

1  
Любимый танк - ТИГР!

Имя *:
Email *:
Код *:
Закладки
Поиск
Пользовательского поиска
Форма входа
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • счетчики
    Rambler's Top100 Анализ сайта Проголосуй за Рейтинг Военных Сайтов!
    Copyright MyCorp © 2017Хостинг от uCoz