Основной танк «Леопард-2»
Германия
О танке "Леопард-2" написано немало. В материалах, опубликованных в зарубежной печати, даются высокие оценки боевых характеристик этой машины, которая стала поступать в войска с 1979 г. В ходе производства и эксплуатации осуществлялась неоднократная модернизация танка "Леопард-2" по улучшению характеристик вооружения и защиты. Вместе с тем, классическая компоновочная схема этой машины практически исчерпала свои возможности и не позволяет с помощью дальнейшей модернизации резко повысить боевые характеристики и особенно защиты. Известно, что основная защита подобных бронеобъектов сосредоточена во фронтальной части башни и корпуса (в угле ±30 от центральной оси танка). Но эти фронтальные фрагменты защиты позволяют бороться только с такими классическими противотанковыми средствами, как бронебойные подкалиберные снаряды (БПС), ПТУР и другими боеприпасами, имеющими настильную траекторию. Также известно, что крыша, борт, днище танка "Леопард-2" имеют толщину броневых листов равную 20... 70 мм. что не является серьезной защитой от новых образцов высокоточного оружия, поражающего боевые машины сверху. К тому же противотанковые мины обладают высокой эффективностью поражающего действия снизу. Таким образом, можно сказать, что классическая защита танка "Леопард-2" позволяет бороться с классическими боеприпасами БПС и ПТУР (старых схем), но не с новыми противотанковыми средствами (ПТС). Перед тем, как дать конкретную оценку поражающего действия различных ПТС по танку "Леопард 2" рассмотрим конструктивные и компоновочные характеристики этой машины и некоторые особенности ее создания.
В 1963 г. ФРГ и США приступили к разработке совместного проекта основного боевого танка МВТ-70, однако различное видение будущей машины специалистами двух стран и проблемы с менеджментом программы привели к прекращению работ в 1970 г. Тем не менее, опыт, полученный при создании и испытаниях опытных МВТ 70, не был потерян. И в США, и в ФРГ приняли решение разрабатывать "национальные" танки с использованием технологий и конструкций, отработанных на МВТ-70. В США таким танком стал
M1 "Абрамс", в ФРГ - "Леопард-2".
В ФРГ также рассматривались возможности глубокой модернизации состоявших на вооружении бундесвера танков М48A2С или германских "Леопард-1". На модернизации можно было сэкономить значительные средства, но оценка проекта показала, что доработанные машины не смогут эффективно бороться с новыми танками советской конструкции.
Проектирование танка Kampfpanzer-2, он же "Кейлер", он же "Леопард-2", началось в 1967 г. и некоторое время велось параллельно с работами по МВТ-70. После аннулирования программы американо-западногерманского танка, разработка "Леопарда-2" получила наивысший приоритет среди военных программ бундесвера. Работы по танку взял под личный контроль тогдашний министр обороны ФРГ Гельмут Шмидт. Так же как и при разработке "Леопарда-1", в создании второго послевоенного германского основного боевого танка участвовало несколько фирм. Главным подрядчиком выступала фирма Краусс Маффсй АГ; специалисты фирмы Порше отвечали за общие вопросы проектирования всей конструкции и детально разрабатывали ходовую часть; фирма Вегманн разрабатывала башню, а фирма АЕГ Телефункен - систему управления огнем.
В процессе разработке нового танка все его основные узлы испытывались на стендах, ходовых макетах и в климатических камерах. Параллельно рассматривались два варианта: "Леопард-2К" с пушечным вооружением и "Леопард-2РК" с противотанковым ракетным. В 1971 г. работы по созданию последнего были прекращены. К 1974 году было построено 16 корпусов и 17 башен танка "Леопард-2К".
Заключительный этап испытаний прототипов нового танка проводился в феврале - мае 1975 г. на полигонах Шило в Канаде и Юма в США. Выбор заокеанских полигонов диктовался необходимостью обкатать машины в различных климатических условиях. В Америку были доставлены четыре танка, два вооруженные 120-мм пушками Rh-120 и два - со 105-мм нарезными орудиями L7. Экипажи были укомплектованы военнослужащими Учебного центра бундесвера, расположенного в Мюнстере.
В течение первых пяти недель испытаний четыре танка "Леопард" наездили примерно 1450 км в снегах полигона Шило. Кроме проверки ходовой части проводились боевые стрельбы, было выпущено 436 снарядов с места и в движении, причем основной упор делался на проверку возможностей новейшей 120-мм гладкоствольной пушки; из обоих таких орудий был произведен 401 выстрел, в то время как из 105-мм пушек - всего 35. Испытания показали, что механические характеристики ходовой части танка в условиях низких температур полностью удовлетворяют командование бундесвера. Двигатели запускались без предварительного прогрева при температуре 18° С; при -30° С требовался прогрев, после которого дизели запускались без проблем. Подвижность танка по глубокому снегу также была вполне удовлетворительной. В то же время отстрел орудий показал ухудшение кучности стрельбы, хотя требование к сроку службы стволов оговаривало 1000 выстрелов.
Заключительный этап испытаний проводился с 21 апреля по 20 мая на полигоне Юма, штат Аризона. Ходовая часть танка в условиях жары уже была достаточно испытана в учебном центре "41" бундесвера, расположенном в Трире, поэтому основной упор теперь делался на проверку функционирования орудий и системы управления огнем. Четыре танка в ходе этих испытаний прошли 1750 км и произвели 1653 выстрела боевыми снарядами, из которых 801 выпущен из 105-мм пушек и 852 -- из 120-мм. 52 120-мм снаряда было выпущено с ходу по движущейся цели на дистанции 800-1000 м, 44 поразили цель. Вероятность поражения движущейся цели при стрельбе с ходу, таким образом составила 85%. Механическая часть продемонстрировала неограниченную возможность использования танков "Леопард-2К" при температуре окружающего воздуха до + 45° С.
В рамках рекламной компании на испытания танков "Леопард-2К" были приглашены военные обозреватели из ФРГ, США, Франции и Великобритании. Специально для них была продемонстрирована замена силовой установки в полевых условиях: вся операция заняла 19 минут.
Танк спроектирован по классической схеме: отделение управление спереди, боевое отделение в средней части и МТО - в кормовой. В отделении управления размещается водитель, основная часть боекомплекта и фильтро-вентиляционная установка. Рабочее место водителя смещено к правому борту; сиденье водителя регулируется по высоте и может устанавливаться в два положения: по боевому - при закрытым люке и по походному - с открытым люком. Для наблюдения за местностью перед люком установлены три перископических смотровых прибора.
Главное внимание при разработке танка уделялось огневой мощи, поэтому неслучайно, что вопрос о калибре орудия стал наиболее болезненным. Параллельно отрабатывались танки со 105-мм нарезной пушкой (ими были вооружены десять опытных машин) и со 120-мм гладкоствольной (семь танков). "Леопард-2" стал первым западным танком, оснащенным 120 мм гладкоствольной пушкой.
Гладкоствольные пушки имеют более высокое давление в канале ствола, вследствие чего способны разогнать снаряд на более коротком участке. Иначе говоря, возможно уменьшить длину ствола. Так пушка Rh-120 короче английской нарезной 120 мм пушки L11 (длина ствола Rhl20 5520 мм, L11 - 6120 мм), хотя начальная скорость снаряда, выпущенного из немецкого орудия выше, чем у выпущенного из английской пушки. 120 мм орудие короче и 105-мм нарезной пушки танка "Леопард-I" (на 45 мм), при этом оно имеет больший внутренний и наружный диаметры, а следовательно - обладает большей изгибной жесткостью, что уменьшает ошибку вибрационного рассеивания снарядов при стрельбе с ходу. Более короткий ствол орудия облегчает его балансировку и упрощает стабилизацию при движении танка; в результате также повышается точность стрельбы с ходу. Гладкий ствол менее подвержен эрозии пороховых газов, а его срок службы примерно в два раза выше, чем у нарезного. К тому же производство гладкоствольных пушек обходится дешевле. В то же время гладкоствольные орудия не лишены недостатков, главные из них связаны с боеприпасами. Номенклатура снарядов к таким пушкам более ограниченная, чем к нарезным. В середине 70-х годов имелось всего два типа выстрелов к 120-мм пушке Rh-120. Снаряды гладкоствольных орудий для стабилизации траектории имеют оперение, что на 20% снижает массу взрывчатого вещества.
Нельзя сбрасывать со счета, что кроме беспристрастных технико-экономических показателей на выбор той или иной системы оружия влияют и определенные традиции, а также личностные пристрастия разработчиков. За нарезной пушкой L7 стояли годы успешной эксплуатации и проверка боевыми действиями, в то время как у сторонников 120-мм орудия были лишь расчеты, результаты полигонных стрельб и пример коллег по ту сторону "железного занавеса". Неудивительно, что педантичные немцы решили детально "обкатать" на реальных танках в полигонных условиях, максимально приближенных к боевым, оба орудия, прежде чем сделать окончательный выбор.
Установка более тяжелого, чем 105-мм пушка L7, 120-мм орудия фирмы Рейнметалл потребовало значительно усилить противооткатные устройства. Приводы наведения пушки и поворота башни - гидравлические; в аварийном режиме прицеливание орудия также осуществляется с помощью гидроприводов, для чего у наводчика установлены две ручные помпы. Пушка стабилизирована в двух плоскостях. Система стабилизации разработана американской фирмой Кадиллак для танка МВТ 70. но перед установкой на "Леопард" ее значительно модернизировали специалисты германских фирм АЭГ-Телефункен и Фейнмашинише Верке Майнц. В середине 70-х система стабилизации орудия танка "Леопард-2К" считалась лучшей в мире. С пушкой спарен пулемет MG3 калибра 7.62 мм.
Основным прицелом наводчика является EMES-12, разработанный фирмой Цейсс. В прицел интегрированы лазерный и стереоскопический дальномеры. Бинокулярный стереоскопический дальномер имеет базу 1, 72 м и 8- или 16 кратное увеличение. Комбинация двух дальномеров, использующих различные принципы для определения расстояния до цели, позволяет повысить достоверность и точность измерения. В качестве вспомогательного наводчик использует монокулярный перископический прицел TZF-1A, аналогичный установленное на танке "Леопард I". У командира установлен панорамный перископический прицел PERI-R-12 со стабилизированной линией визирования. Командир имеет возможность самостоятельно наводить пушку, для чего применяется механизм синхронизации оптической оси прицела и оси ствола орудия.
Для наблюдения в темное время суток используются активные ИК приборы ночного видения и наблюдательные устройства с электронно-оптическими усилителями. В отличие от танка "Леопард -1", ИК прожектор "Леопарда-2К" установлен стационарно и прикрыт башенной броней. Использование активных приборов ночного видения предусматривалось только в случае невозможности работы приборов с электронно-оптическими усилителями, поскольку излучение ИК-прожектора сильно демаскирует танк.
На прототипах испытывались две различных системы управления огнем - фирм Цсйсс/Элтро и АЭГ-Тслефунксн. Обе системы построены вокруг ЭВМ FLER-H фирмы АЭГ Телефункен. Системы управления огнем вырабатывают данные для стрельбы (углы вертикального и горизонтального наведения пушки) с учетом атмосферных условий, типа боеприпаса, пространственного положения танка, расстояния до цели. Для прицеливания наводчику необходимо только выбрать мишень и наложить на нее маркер. Обнаружить замаскированные цели помогает специальный датчик, реагирующий на их тепловое излучение.
Немецкие конструкторы в течение долгого времени придерживались взгляда, что лучшей защитой танка является его высокая подвижность. В русле данной концепции для установки на танк МВТ 70 был спроектирован мощный двигатель, который без изменении установили на "Леопард 2К". Моторно силовая установка объединена в единый конструкционный блок; в полевых условиях его можно заменить за 15 минут. Двигатель в МТО расположен вдоль корпуса танка, а между МТО и боевым отделением установлена огнеупорная перегородка.
"Сердцем" блока является многотопливный V образный 12 цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель MB 873 мощностью 1500 л. с. при 2600 об/мин. Двигатель относится к дизелям предкамерного типа, имеет жидкостное охлаждение и турбонаддув. Дизель по тем временам чрезвычайно компактный, в одном кубическом метре дизеля МВ-873 содержится 892 лошадиные силы, что более чем вдвое превосходит аналогичные показатели двигателей таких западных танков, как
"Чифтен",
М-60А1,
АМХ-30,
Strv-103, Pz. 68. Отношение массы к мощности у дизеля МВ-873 составляет 1, 57 кг/л. с., что на 47% больше, чем у дизеля МВ-838 танка "Леопард-1".
На двигателе смонтированы два турбокомпрессора и два охладителя наддувочного воздуха, включенные в общую систему охлаждения. Воздух для питания двигателя поступает через два воздухозаборника, расположенные на крыше МТО и прикрытые сверху кормовой нишей башни, в два воздухоочистителя, закрепленные с двух сторон на двигателе и соединенные короткими патрубками с турбокомпрессорами. Воздухоочистители - двухступенчатые. В качестве первой ступени используется циклон, а в качестве второй - сменные кассеты с фильтрующими элементами. Пыль, отфильтрованная на первой ступени удаляется электровентиляторами.
Над картером трансмиссии расположены два кольцевых радиатора системы охлаждения, в центре которых установлены центробежные вентиляторы с приводом от трансмиссии через гидромуфту. Гидромуфта позволяет осуществлять бесступенчатое регулирование скорости вращения вентиляторов в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Мощность, затрачиваемая на привод вентиляторов, достигает 220 л. с. Воздух для охлаждения двигателя поступает через круглые решетки на крыше МТО и выбрасывается вместе с выхлопными газами через решетки на крыше корпуса.
При преодолении глубоких водных преград охлаждение двигателя осуществляется забортной водой, поступающей в радиаторы, вентиляторы при этом отключаются. Встроенная система клапанов, при этом, обеспечивает перекрытие отверстий воздухозаборников. Воздух в МТО поступает или через люк командира, или через телескопическую трубу-лаз.
Трансмиссия HSWL-354/3 фирмы Ренк гидромеханическая с блокируемым комплексным гидротрансформатором, 4- ступенчатой планетарной коробкой передач и дифференциальным двухпоточным механизмом поворота с гидрообъемной передачей. Гидротрансформатор выключается с помощью блокировочного фрикциона.
Коробка передач состоит из трех планетарных рядов с дисковыми тормозами, обеспечивающими включение 1, 11 и III передач, и блокировочного фрикциона для включения IV передачи. Реверс включается с помощью фрикционных элементов; он дает возможность быстрого переключения с переднего на задний ход в момент когда танк еще продолжает двигаться вперед (со скоростью не более 8 км/ч). Применение гидрообъемной передачи механизма поворота позволяет производить кинематическое регулирование радиуса поворота по аналогии с автомобилем и уменьшает динамические нагрузки на трансмиссию и ходовую часть. Гидрообъемная передача состоит из регулируемого аксиально-поршневого насоса и нерегулируемого гидромотора. Качающаяся шайба гидронасоса связана через тягу с сервоприводом штурвала управления поворотом танка. Поворот штурвала регулирует производительность насоса.
В трансмиссии установлена автоматическая гидродинамическая муфта, выполняющая следующие функции:
- увеличение крутящего момента гидромотора с возрастанием нагрузки при малых радиусах поворота;
- торможение танка в сочетании с двумя механическими остановочными тормозами.
Муфта включается и работает как гидрозамедлитель до 15 град. хода педали тормоза; в остальном диапазоне когда она работает совместно с остановочными тормозами. В результате обеспечивается уменьшение износа металлокерамических дисков тормозов и высокое замедление танка при торможении - до 5, 5 м/с2. Бортовой редуктор - планетарный, передаточное число - 4,67.
Электрооборудование включает бесконтактный синхронный генератор переменного тока и шесть аккумуляторных батарей. Мощность генератора 20 кВт, масса - 24,6 кг. Суммарная емкость батарей 300 А.ч. Пуск двигателя осуществляется электростартером. Для облегчения пуска в зимнее время используются свечи накаливания, установленные в предкамерах, а при температуре ниже -20° С производится предпусковой прогрев двигателя от обогревателя.
Топливные баки общей емкостью 500 л находятся в МТО, еще два бака емкостью 700 л - на надгусеничных полках. Система управления трансмиссией - механо-электрогидравлическая, обеспечивает автоматическое переключение передач. Управление механизмом поворота - гидравлическое, от штурвала; привод управления остановочными тормозами - механический. Система управления двигателем и трансмиссией позволяет управлять танком, в случае необходимости, командиру.
Ходовая часть танка выполнена по семиопорной схеме с задним расположением ведущих колес. Индивидуальная торсионная подвеска была выбрана специалистами фирмы Порше после длительного анализа различных вариантов, которые могли бы обеспечить хорошую подвижность; решающим фактором в пользу торсионов стали финансовые ограничения. Гидропневматическая подвеска сулила лучшие характеристики, но ее отработка требовала значительных капиталовложений, тем не менее два прототипа имели такую подвеску по типу подвески танка МВТ-70. Основное же внимание было сосредоточено на торсионной подвеске. Моноторсионы диаметром 62 мм, длиной 2100 мм имеют повышенную прочность и монтируются на всю ширину корпуса. На подвесках трех передних и двух задних опорных катков каждого борта установлены фрикционные амортизаторы двухстороннего действия, а на ограничителях катков этих подвесок - гидроупоры. Конструкторы пошли на определенный риск, применив подобные амортизаторы, так как их эффективность сильно зависит от температуры воздуха, степени износа, а реальный коэффициент фрикции установленного на танке амортизатора с трудом поддается проверке. Тем не менее, разработчики приняли решение о разработке амортизаторов новой конструкции специально для танка "Леопард-2". Динамический ход опорного катка - 320 мм, полный ход катка 526 мм.
Опорные катки двускатные с резиновыми шинами и съемными дисками из алюминиевого сплава, ступицы - стальные. Диаметр катков, по сравнению с танком "Леопард-1", увеличен с 660 мм до 700 мм. Поддерживающие катки односкатные, обрезиненные, установлены в шахматном порядке, по четыре на борт. Направляющие колеса по конструкции аналогичны опорным каткам, однако их диаметр меньше 600 мм. Ведущие колеса имеют стальные съемные зубчатые венцы.
Гусеницы с резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, шаг гусеницы 184 мм. Для уменьшения давления на грунт фирма Диль разработала новые траки шириной 635 мм; в пазах трака крепятся пружинными защелками по две асфальтоходные подушки. Для увеличения сцепления при движении по снегу, льду или скользкому грунту часть подушек (до 10 на гусеницу) может заменяться съемными стальными грунтозацепами Х-образной формы. В приливах по краям траков имеются по два конических отверстия, в которые для преодоления коротких участков тяжелых грунтов забиваются заостренные стержни-шпоры. Кроме того, для снижения среднего удельного давления на грунт при движении по рыхлому грунту на каждый 8-й или 9-й трак могут устанавливаться уширители.
Требования к бронезащите танка, сформулированные министерством обороны ФРГ, были очень высокими и выполнить их путем простого увеличения толщины брони, не превысив оговоренную массу танка в 50 т, не представлялось возможным. Повышение уровня защиты экипажа от противотанковых средств достигнуто за счет применения сварных конструкций корпуса и башни с использованием многослойной катаной брони и комплекса конструктивно-компоновочных мероприятий. Увеличена дифференциация толщины брони по периметру танка; за счет ослабления бронирования на второстепенных участках (толщина брони бортов и крыши корпуса и башни - 20-70 мм) резко увеличена толщина брони лобовых фрагментов.
Верхний лобовой лист корпуса имеет большой угол наклона (81°), а форма башни в плане выполнена клинообразной. Ряд элементов конструкции используются в качестве дополнительной защиты, так, расположенные в передней части надгусеничных полок топливные баки уменьшают вероятность поражения водителя при обстреле с бортов. На бортах корпуса установлены резиновые экраны, армированные броневыми пластинами. С целью повышения противоминной стойкости усилено днище корпуса и его соединение с бортами. Наиболее важные оптические приборы могут закрываться бронированными створками. В целом, по уровню бронезащиты танк "Леопард-2К" превосходит своего предшественника примерно в 1, 4 раза.
"Леопард-2АV" Программа единого американо-западногерманского основного боевого танка потерпела фиаско, однако военные обеих стран не хотели отказываться хотя бы от частичной стандартизации боевых машин. В 1974 г. между ФРГ и США было заключено соглашение о стандартизации отдельных компонентов (основное вооружение, боеприпасы, система управления огнем, двигатель, трансмиссия, гусеницы) перспективных танков - американского ХМ-1 и немецкого "Леопард-2". Согласно соглашению конструкторы фирмы Порше разработали модификацию танка "Леопард-2К", получившую обозначение "Леопард-2АV" (АV - Austere Version). Данная модификация послужила базовой машиной для серийных танков "Леопрад-2А". Отдельные оптимисты по обе стороны океана не исключали принятия на вооружение армий США и ФРГ или ХМ-1, или "Леопарда-2АV", а в случае успеха немецкой конструкции - возможности производства "Леопарда" в США.
Опытный образец "Леопарда-2АV" был готов в 1975 г. Основное его отличие от танка "Леопард-2К" заключалось в установке башни новой конструкции с усиленным многослойным бронированием. Топливные баки и боеприпасы были размещены в специальных взрывобезопасных контейнерах. По-прежнему так и не был решен вопрос о типе орудия. К 1976 г. испытания проходили танк с башней Т-20, вооруженный 120-мм гладкоствольной пушкой Rh-120, и танк с башней Т-19, вооруженный 105-мм нарезной L-7. Надо сказать, что сами немцы к 1976 г. склонялись к установки 120-мм пушки, однако их заокеанские коллеги не были уверены в правильности такого решения. Поскольку вышеупомянутое соглашение предусматривало стандартизацию танковых орудий, американцев требовалось убедить. Опытные танки отличались не только пушками; в башне Т- 20 (башня 20-го прототипа танка "Леопард-2") была установлена система управления огнем германской фирмы АЕГ-Телефункен, а в башне Т-19 (башня 19-го прототипа танка "Леопард-2") - американской фирмы Хьюз. Таким образом, немцы делали ставку на 120-мм орудие, американцы - на 105-мм. Будущее показало правоту западногерманских конструкторов.
В 1976 г. танки были доставлены в США на Абердинский полигон для проведения испытаний (испытания проходили с 26 сентября 1976 г. по январь 1977 г.), которые проводили исключительно американцы. Германскую сторону на испытаниях представляла только команда наблюдателей. Условия испытаний были максимально приближены к условиям, в которых проверялся танк ХМ-1. Прототип № 19, вооруженный 105-мм пушкой предназначался для баллистических испытаний. В 120-мм пушку американцы не верили и с 20 -го прототипа башня была демонтирована еще в ФРГ. Вместо башни была установлена цилиндрическая болванка с массой, аналогичной массе башни Т-20. Этот танк предназначался для ходовых испытаний. Программа испытаний была согласована представителями США и ФРГ. Единственным пунктом, вызвавшим неудовольствие немцев стал отказ американских военных установить систему юстировки ствола, которая являлась составной частью системы управления огнем танка "Леопард-2АV". Забегая вперед, следует отметить, что результаты стрельб были единственным показателем, по которому "Леопард-2" уступил ХМ-1.
Испытания включали проверку разгонных и тормозных характеристик, преодоление подъемов и спусков, движение по наклонной поверхности, марш протяженностью 3000 миль (4820 км) по шоссе и пересеченной местности. "Леопард" перекрыл все американские нормативы для танков ХМ 1. Норматив для американского танка предусматривал достижение скорости 32 км/ч (20 миль/ч) при трогании с места за 9 с; немецкие танки разогнались один за 7, 0 с, другой за 7, 7 с. 20-й прототип преодолел 3000 миль без серьезных поломок за 17 дней, в то время как прототип ХМ-1 фирмы Дженерал Моторс за 21 день, а опытный ХМ-1 фирмы Крайслер за 24 дня. За время марша у танка "Леопард-2" нарекания вызвали только поддерживающие гусеницу катки, без изменений перенесенные на него с танка "Леопард-1". В будущем их требовалось усилить. Надежность ходовой части танка и его силовой установки оказалась сюрпризом даже для разработчиков "Леопарда". Были отмечены лишь поломки микропереключателей в системе управления и разрыв сварного шва в теплообменнике. В целом оба прототипа наездили в США порядка 6000 км, при этом ни разу не потребовалось менять двигатели или трансмиссии. Прекрасно зарекомендовала себя система охлаждения, несмотря на то, что во время испытаний температура воздуха было+ 30-35° С.
Баллистические испытаний проводились только для прототипа № 19 танка "Леопард-2". Стрельба велась с трех различных типов траков на дистанции от 1500 до 2500 м, всего было произведено порядка 3000 выстрелов. Конструкторам фирмы Краусс-Маффей была хорошо известна особенность английской пушки L7, установленной на танке "Леопард-1", быстро нагреваться в процессе стрельбы и, вследствие этого, ствол прогибался, что приводило к повышенному рассеиванию снарядов. Поэтому на "Леопарде-2" они ввели минутную остановку стрельбы после каждого десятого выстрела, совмещенную с юстировкой, которая производилась оптическим прицелом наводчика и коллиматором, установленном на дульном срезе. Американцы также использовали такие орудия на танках
М-60, но им удалось добиться большей скорострельности без ухудшения кучности стрельбы, и их не устраивало снижение темпа стрельбы соггасно немецкой методике. В целом результаты баллистических испытаний "Леопарда-2" оказались несколько хуже, чем у обоих прототипов ХМ-1. Немцы пытались оспорить полученные испытания, мотивируя в частности нетипичностью для Германии условий, в которых велась стрельба; характерно, что "нетипичность условий" ходовых испытаний западногерманские наблюдатели не оспаривали. Все же результаты баллистических испытаний были для "Леопарда" совсем не плачевными. Система управления огнем в конце стрельб функционировала так же надежно, как и в начале. Возможность командира танка прицеливать орудие и производить выстрел независимо от наводчика резко уменьшала время реакции на угрозу и произвела большое впечатление на американцев.
Как и в случае с МВТ-70, каждая страна пошла своим путем, и даже намеченная программа стандартизации отдельных конструкционных узлов основных боевых танков была сильно урезана. Последняя попытка была предпринята в 1977 г., когда на один из опытных "Леопардов" был установлен газотурбинный двигатель AGT1500 танка ХМ-1. В ноябре того же года этот танк испытывался на западногерманских полигонах. Результаты испытаний впечатления на консервативных немцев не произвели - они остались верны "старому, доброму" дизелю.