танк т 26
Оценка танка Т-26
Прежде чем давать оценку Т-26, необходимо определиться с
классификацией. В большинстве современных справочников эту машину относят к
легким танкам. Это не совсем верно. На самом деле Т-26 — легкий пехотный танк,
или легкий танк сопровождения пехоты.
Впрочем, если быть абсолютно точным, то танк сопровождения в
классическом варианте — это пулеметная версия Т-26. Так сказать, полный аналог
британского «Виккерса» модели А, который был закуплен Советским Союзом. После
оснащения Т-26 в 1933 году 45-мм пушкой получили что-то вроде
танка-истребителя. От пехотного танка осталась разве что ограниченная скорость
движения.
Британские военные осматривают советский Т-26. Иран, 1941 год.
Однако, вне зависимости от нюансов классификации следует
признать, что «Виккерс» 6-тонный модели А и его советский вариант Т-26 обр.
1931 года вполне соответствовали поставленным перед ними задачам. Их
маневренные качества и вооружение полностью укладывались в концепцию легкого
пехотного танка. Противопульную бронезащиту на тот момент нельзя признать
недостатком. В конце 20-х годов ни в одной армии мира еще не было
специализированных противотанковых пушек. Отсутствовала и теоретическая (да и
практическая) база системы противотанковой обороны. Танк почти безраздельно
доминировал на поле боя.
К моменту принятия на вооружение Т-26 обр. 1933 года ситуация
изменилась кардинальным образом.
С 1930 по 1933 год на вооружение Красной Армии были приняты
сначала 37-мм, а затем и 45-мм противотанковые пушки. Танковым вариантом
последней вооружили Т-26. При оценке бронезащи-ты танка существует следующий
критерий: его броня должна «держать» снаряды собственной пушки. Броня Т-26
абсолютно не соответствовала этому критерию. Не «держала» она и снаряды
противотанковых пушек меньшего калибра, появившихся к тому времени за рубежом.
Так что уже на 1933 год Т-26 следует признать устаревшим. Однако понимание
этого пришло только после войны в Испании, и то далеко не ко всем военным
руководителям страны. Во всяком случае, работы по созданию танков с
противоснарядным бронированием шли ни шатко ни валко. Окончательный приговор
«двадцатьшестому» «вынесли» Халхин-Гол и «зимняя война».
Нельзя, впрочем, сказать, что не предпринимались никакие шаги для
усиления бронирования Т-26. Введение конической башни, а затем и наклонной
брони подбашенной коробки, безусловно, способствовало повышению пулестойкости
брони. Но только пулестойко-сти! От снарядов она по-прежнему не спасала.
Кардинальное же усиление бронезащиты было невозможно. Неизбежно возраставшую
при этом массу не выдержала бы ни ходовая часть, ни двигатель, ни трансмиссия.
Масса Т-26 к концу серийного производства и без того возросла до 12 т, что
самым негативным образом сказалось на его технической надежности. По-хорошему,
требовалось снять Т-26 с производства уже в 1936—1937 годах. Но безнадежно
устаревшую и концептуально (к этому времени уже были созданы пехотные танки с
мощной бронезащитой — R-35 и Н-35 во Франции и «Матильда I» в Великобритании),
и технически машину продолжали выпускать до 1941 года. Начать массовый выпуск
танка сопровождения Т-50, имевшего броню на уровне среднего Т-34, так и не
удалось.
Впрочем, читателя чаще всего волнует не вопрос о том, насколько
устаревшим был Т-26 на 1941 год, а его реальные возможности при встрече с
немецкими танками. При ответе на этот вопрос необходимо проанализировать в
сравнении три основных оценочных параметра: подвижность, защищенность и огневую
мощь. С подвижностью у Т-26 дело обстояло довольно плохо — он уступал всем
танкам Вермахта, за исключением чехословацкого 35(t). Последний был вообще
близок по своим ТТХ к Т-26, поскольку создавался в рамках той же концепции и по
образу и подобию «Виккерса» 6-тонного.
Защищенность у Т-26 была еще хуже—даже германский Pz.l (по сути
танкетка с вращающейся башней) имел более толстую броню, чем Т-26. Все
остальные легкие немецкие танки 1941 года защищались лобовой броней в 25— 30
мм, а средние и тяжелые (напомним читателю, что до 1942 года немцы делили танки
на классы не по боевой массе, а по калибру пушки) — до 50 мм.
Пожалуй, только с вооружением у Т-26 было все в порядке. Мощная
(для 1941 года) 45-мм пушка в определенной степени компенсировала
недостаточность бронезащиты Т-26 и уравнивала шансы в огневой дуэли с немецкими
танками.
Т-26 на учениях. Ведущий танк - Т-26 обр. 1939 г., остальные - Т-26 обр 1933 г.
Впрочем, отнюдь не недостатки этой боевой машины обусловили
высокие потери 1941 года. Целый ряд боевых примеров, приведенный в главе
«Эксплуатация и боевое применение», убедительно доказал, что при грамотном
использовании Т-26 мог эффективно противостоять и Pz.lll, и Pz.IV, и не только
в 1941, но и в 1942 году.
Т-26 обр. 1933
Т-26 были предназначены для непосредственной поддержки пехоты в составе
стрелковых соединений (батальон Т-26 входил в состав ряда стрелковых дивизий) и
дальней поддержки пехоты в составе моторизованных подразделений, а также для
выполнения самостоятельных тактических и оперативных задач.
Машина имела переднее расположение трансмиссионного отделения, среднее -
отделения управления и боевого и кормовое - моторного. Такая компоновка
позволила уменьшить длину корпуса, обеспечить неплохой обзор местности перед
танком из отделения управления и небольшое непростреливаемое пространство в
направлении движения вперед. Однако увеличилась высота машины и повысилась
вероятность поражения ведущих колес. Корпус и башня были каркасные. В передней
части надгусеничных полок устанавливались козырьки, защищавшие смотровые
приборы от грязи и снега. Для буксировки танка в лобовой и кормовой частях
корпуса крепились буксирные петли.
На танке устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный рядный танковый
двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров. Его
мощность 66 кВт (90 л.с.), что позволяло машине развивать неплохую для того
времени скорость - до 30 км/ч. Он располагался продольно в кормовой части
корпуса маховиком в сторону носовой части, имел сравнительно небольшие
массогабаритные показатели (570 кг и 1330х1128х648мм), что позволяло установить
в кормовой части корпуса еще и 182-литровый бензобак.
Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона
сухого трения, смонтированного на коленчатом валу двигателя, пятиступенчатой
коробки передач, соединявшейся с главным фрикционом карданным валом, двух
бортовых многодисковых фрикционов сухого трения с ленточными тормозами
(механизмов поворота) и двух одноступенчатых бортовых передач. Механизм
поворота обеспечивал поворот машины с минимальным радиусом, равным ширине колеи
машины (2,18 м).
Гусеницы были мелкозвенчатые, цевочного зацепления, имели по 108 траков
(ширина трака- 260 мм). Гусеницы имели кивошипный тип механизма натяжения.
Длина опорной поверхности танка - 2765
мм.
Корпус сварной башни имел форму цилиндра наружным диаметром 1320 мм с
развитой кормовой нишей. Ниша имела овальную форму и служила противовесом пушки
и одновременно местом для укладки боеприпасов или размещения радиостанции. В
кормовом листе ниши находился люк с дверцей для демонтажа пушки. В нишах
клепаных башен задняя стенка была глухая, без дверцы. В крыше башни имелся
прямоугольный люк для посадки экипажа, закрывавшийся двумя крышками. Вооружение
однобашенного танка состояло из 45-мм танковой пушки образца 1932 г. и
спаренного с нею пулемета ДТ. Углы вертикального наведения находились в
пределах от - 8° до +25°. Начальная скорость бронебойного снаряда была 760 м/с
и на дистанции 100 мои пробивал 32-мм броню, начальная скорость фугасного
снаряда достигала 335 м/с. Пушка имела полуавтоматический затвор механического
типа с электромагнитным и ручным спусками, корытообразную люльку,
гидравлический тормоз отката, пружинный накатник и секторный подъемный
механизм. Стрельба из пушки и пулемета производилась ножными спусками, педали
которых располагались на подножке под правой ногой наводчика.
Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме с напряжением бортовой
сети 12 В. Система зажигания от магнето. Пуск двигателя производился из
отделения управления с помощью электрического стартера или снаружи с помощью
пусковой рукоятки. Танк оснащен системой противопожарного оборудования,
состоявшей из двух переносных огнетушителей, заряженных тетрахлором и
приводимых в действие от руки, и стационарного огнетушителя, соединенного
трубопроводами с четырьмя распылителями, установленными а моторном отделении.
Экипаж состоял из трех человек: командира, наводчика и механика-водителя.
Командир и наводчик размещались на сиденьях в боевом отделении, справа и слева
от пушки, а механик-водитель - в отделении управления, у правого борта корпуса.
Командир выполнял обязанности также заряжающего и радиста.
Прицельные приспособления спаренной установки состояли из двух
оптических прицелов, танкового телескопического прицела ТОП обр. 1930 г. и
танкового перископического панорамного прицела ПТ-1 обр. 1932 г.
Кроме того, пулемет имел свой открытый прицел и мог стрелять
независимо от орудия. При независимой стрельбе из пулемета сектор обстрела по
вертикали составлял ±4,5°.
Пулемет имел боекомплект 2898 патронов (46 магазинов). Пулеметные
магазины (диски) укладывались в специальных железных ящиках на полу корпуса
танка. Сверху ящики закрывались откидными крышками, которые вместе с крышками
снарядных ящиков являлись общим настилом пола боевого отделения. В ящиках были
размещены 40 дисков, еще 6 дисков располагались в специальном стеллаже на
стенке башни с правой стороны.
Кроме основного пулемета, в танке перевозился запасной пулемет.
Он размещался на специальных кронштейнах под настилом пола боевого отделения у
левого борта танка.
Конструкция корпуса однобашенных танков ранних выпусков осталась
практически без изменений, по сравнению с двухбашенными. Исключение составлял
лишь подбашенный лист, на котором ближе к левому борту устанавливалась башня, а
в задней части справа имелось вентиляционное отверстие, закрываемое крышкой. Тактико-технические характеристики двухбашенного T-26 (обр. 1931-1932 гг.): масса в снаряженном состоянии: 8,2 т; экипаж: 3 чел.; длина: 4,62 м; ширина: 2,44 м; высота: 2,19 м; двигатель: 4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения; мощность двигателя: 90 л.с.; вооружение: два 7,62-мм пулемета с боекомплектом 6489 патронов, а с 1932 г. — 37-мм пушка и один 7,62-мм пулемет; максимальная скорость по шоссе: 30 км/ч; запас хода: 100 км.
Тактико-технические характеристики однобашенного T-26 (обр. 1933 г.): масса в снаряженном состоянии: 9,4 т; экипаж: 3 чел.; длина: 4,62 м; ширина: 2,44 м; высота: 2,33 м; двигатель: 4-цилиндровый карбюраторный "Армстронг-Сиддли"; мощность двигателя: 90 л.с.; вооружение: 45-мм танковая пушка и 7,62-мм танковый пулемет ДТ; боекомплект: 136 артиллерийских выстрелов (в командирском танке - 96) и 2898 патронов ; максимальная скорость по шоссе: 30 км/ч; запас хода по шоссе: 120 км.
Чертежи Т-26.
Часть 1.
Часть 2. Боевое применение в конфликтах до Великой Отечественной войны
Часть 3. Боевое применение в Великой Отечественной войне и организационно-штатная структура
Часть 5. Машины на базе Т-26
|