т 26 танк
Прототипы
История танка Т-26 началась с создания в Великобритании
танка «Виккерс-Армстронг» Мк.Е, он же
«Виккерс 6-тонный». Эта машина была создана в 1930 году в инициативном порядке
фирмой «Виккерс Армстронг». Танк существовал в трех экземплярах- двухбашенном
(два 7.7-мм пулемета с водяным охлаждением), однобашенном (одна 47-мм пушка) и
в варианте танка-истребителя (двухбашенный вариант, дополнительно вооруженный
двумя 37-мм пушками, которые размещались в лобовом и кормовом листах корпуса).
Последний предполагалось изготовлять только по специальному заказу покупателей.
"Виккерс шеститонный" отличался плавностью хода и надежностью в
эксплуатации. Его мелкозвенчатая гусеница из марганцовистой стали выдерживала
пробег до 4800 км (по тем временам случай прямо-таки беспрецедентный). Виккерс Мк.Е
Парадоксально, но ни
один из вариантов танка не вызвал интереса у военных. Машина не вписывалась в
классификацию танков, принятую в Великобритании. Изначально «Виккерс 6-тонный»
предназначался для продажи странам «второго мира» под которыми подразумевались
государства Восточной Европы, включая СССР, немногочисленные независимые
государства Азии, а также страны Латинской Америки. Расчет руководства фирмы
оказался верным. Танк приобрели СССР, Боливия, Китай, Португалия, Таиланд,
Финляндия и Эстония. Кроме того,
производство "шеститонных" наладили в Италии (под маркой
"Ансальдо восьмитонный), в Чехословакии ("Шкода-2а"), в Польше
(7 ТР). Одними из первых танком заинтересовались СССР и Польша.
В СССР как раз нуждались в подобной машине. Существовало
постановление ЦК ВКП(б) от 15 июля 1929 года «О состоянии обороны СССР»,
согласно которому армии требовался новый танк для общевойсковых соединений. По
тогдашним понятиям, им должен был стать легкий танк, дешевый в производстве,
простой в обслуживании.
В Москве проходил осмотр зарубежных образцов техники. Из
более, чем двадцати видов вооружения внимание советского руководства привлек
только британский танк Vikkers Armstrong с двумя пулеметными
башнями («Виккерс 6-тонный). Согласно заключению комиссии танк имел удачную
трансмиссию и гусеничный движитель, приемлемое вооружение и капризный
двигатель. Танк был приобретен закупочной комиссией И. А. Халепского, вместе с ним купили лицензию на производство,
но не технологию. За год ее разработали, как и всю техническую документацию, и
13 февраля 1931 года после доклада Халепского Реввоенсовету легкий танк приняли
на вооружение, даже не дождавшись изготовления опытного образца. В противовес
британскому танку советские конструкторы могли предоставить лишь Т-19, но цена
производства этого танка была слишком высока (100 000 рублей). Кроме того,
британский танк обладал лучшей подвижностью, а также был проще в изготовлении и
эксплуатации. Вначале было предложено скрестить шасси «Виккерса» с корпусом и
вооружением Т-19.
Но позже решили просто модернизировать «Виккерс». Так
появился В-26. Именно такое обозначение дали в СССР британской машине. Работы
по Т-19 были свернуты, все силы бросили на освоение серийного производства
В-26.
16 — 17 января 1931 года состоялось заседание комиссии под председательством
начальника технического управления Управления механизации и моторизации РККА
Г.Г.Бокиса, на котором были выданы два технических задания на проектирование
танков сопровождения пехоты с использованием удачных конструктивных решений
В-26. Конструкторская группа С.А.Гинзбурга занялась разработкой
синтезированного варианта — боевой машины, получившей название Т-19
«улучшенный», с использованием узлов и агрегатов как Т-19, так и В-26. Для него
создали новую коническую башню со спаренной установкой 37-мм пушки ПС-2 и
пулемета ДТ. Эскизный проект танка был утвержден уже 26 января 1931 года. В
заключении комиссии говорилось, что этот танк является не только более мощным,
чем В-26, но и «более дешевым, а также простым в производстве, чем простое
копирование уже неновой английской машины».
ВАММ им. И.В.Сталина начала разработку «Танка малой мощности» (ТММ) в двух
вариантах — ТММ-1 и ТММ-2. По сравнению с английской машиной у него несколько
изменили конструкцию корпуса из-за установки 6-цилиндрового американского
двигателя жидкостного охлаждения «Геркулес» мощностью 95 л. с. вместо
4-цилиндрового английского «Армстронг-Сиддлей».
Два пулемета «Виккерс» с водяным охлаждением стволов находились в двух
башнях, а советский ДТ — справа в корпусе. Сиденье водителя переместили к
левому борту. Экипаж состоял из 4 человек. Боевая масса танка доходила до 8т,
толщина брони до 13 мм, как на прототипе, а скорость до 30 км/ч. Трансмиссия
танка также была полностью заимствована у В-26. Есть сведения, что было
изготовлено около десятка Т ММ-1.
В следующем году появился Т ММ-2 с одной башней для 37-мм пушки (боевая
масса — 8 т, толщина брони до 13 мм, скорость — 30 км/ч, экипаж — 3 человека;
двигатель, бронирование и скорость остались без изменений). ТММ-2 оснастили
улучшенной коробкой передач и механизмом поворота без бортовых фрикционов
На ранней стадии проектирования целесообразность работы была взята под
сомнение. На очередном заседании комиссии под председательством Г.Бокиса 23
января 1931 года против отечественных разработок неожиданно резко выступили
представители заводов «Большевик» и ХПЗ К.К.Сиркен и Л.С.Владимиров. Свою
позицию они мотивировали тем, что двигатель «Геркулес», которым помимо танков
ТММ оснащался и Т-19 «улучшенный», усложнит выпуск танков. В этом плане
двигатель В-26 казался им предпочтительнее. С мнением представителей
промышленности согласились и представители Мобилизационного управления Красной
Армии.
В ходе испытаний танков ТММ-1 и ТММ-2 в первой половине 1932 года они не
продемонстрировали никаких преимуществ перед В-26. Более того, коробка передач
и механизм поворота ТММ-2 оказались даже хуже, чем у «Виккерса». Двигатель
«Геркулес» из-за неудачного режима работы сильно перегревался, а маневренность
танка заметно ухудшилась. В сентябре 1932 года все работы по этим машинам были
прекращены.
Т-26 обр. 1931
13 февраля 1931 года постановлением Реввоенсовета СССР танк «Виккерс-26»
приняли на вооружение Красной Армии под индексом Т-26 (его в документах того
времени называли характерным термином — «истребитель малой мощности»). Его
производство предполагалось развернуть на строящемся Челябинском тракторном
заводе, затем на Сталинградском (тоже строящемся), причем на последнем
планировалось создать специальный цех, способный выпускать в военное время до
десяти тысяч танков в год. Но в итоге остановились на ленинградском заводе
«Большевик» (бывший Обуховский завод), уже имевшем опыт танкостроения.
Проектные работы по подготовке серийного производства, как, впрочем, и все дальнейшие
работы по модернизации танка, проводились под руководством С.А.Гинзбурга. Т-26 обр. 1931 года
Танк делали на заводе «Большевик» с привлечением специалистов и мощностей
«Красного путиловца». Дальнейшую работу по модернизации танка поручили
коллективу специалистов во главе с С.А. Гинзбургом. 15 первых машин приняли
участие в военном параде 7 ноября 1931 года.
В 1931-1932 г. планировалось выпустить 13800 танков, но
некоторые технологические проблемы не позволили в полной мере освоить
производство, так что в 1931-1932 годах
было выпущено всего 1411 танков. Весной 1931 года шла лишь подготовка к
серийному производству Т-26 по временной, или, как принято говорить сегодня,
обходной технологии. Параллельно велась сборка двух эталонных машин. Рабочие
чертежи в основном были закончены к 1 мая, а 16 июня утвердили технологический
процесс. На заводе началось изготовление инструмента и оснастки для серийного
производства.
Сборка первых десяти серийных Т-26, так называемой
«установочной партии», с корпусами из неброневой стали завершилась летом 1931
года. Осенью из заводских корпусов начали выезжать уже полноценные серийные
машины.
Впрочем, качеством продукции военные были не довольны,
потому что брак по корпусам достигал 40%, а по моторам - 88%. Никак не желали
подходить друг к другу цилиндры, поршни и кольца. Не ладилась термообработка
коленчатых валов и траков, рассыпались прокладки, при пробных пусках из мотора
уходило масло, ломались клапана...
Корпуса, поступавшие с Ижорского завода, имели большое количество сквозных
трещин в броневых листах, особенно у отверстий под заклепочные или болтовые
соединения. «Броневые» листы толщиной 10 мм пробивались винтовочной бронебойной
пулей с дистанции 150 м (или даже 150 шагов).
Тем не менее, проанализировав итоги работы завода «Большевик» в 1931
году, Комитет Обороны программу выпуска в 1932 году 1600 танков не
скорректировал. При этом заводу было разрешено вносить «изменения в конструкцию
и методику изготовления танков, не снижающие их боевых качеств и способствующие
увеличению выпуска». Кроме того, к производству бронекорпусов привлекались
Кулебакский, Выксунский и Мариупольский заводы. К выпуску же двигателей
предполагалось привлечь НАЗ (впоследствии ГАЗ) и АМО.
В феврале 1932 года на базе танкового производства завода
«Большевик» был организован новый завод № 174. Его директором назначили
К.К.Сиркена, а главным конструктором С.А.Гинзбурга.
В отличие от «Виккерса» на Т-26 толщина брони достигала 15 мм. На машине
устанавливался карбюраторный, 4-цилиндровый двигатель марки «Т-26» с воздушным
охлаждением, который позволял развивать скорость 30 км/ч. Этот двигатель
представлял собой копию английского двигателя «Армстронг-Сиддлей». Цилиндры
двигателя располагались горизонтально. Мощность двигателя — 90 л.с. при 2100
об/мин. Диаметр цилиндра — 120 мм, ход поршня— 146 мм. Степень сжатия—4,75 —
4,8. Справа от двигателя размещался топливный бак емкостью 182 л, а в кормовой
части танка, за двигателем — масляный бак емкостью 27 л. В качестве топлива
использовался очень качественный бензин 1-го сорта, так называемый
«Грозненский», а в системе смазки — авиамасла ААС (летом) и АВ (зимой). На
более низкосортных бензине и масле двигатель быстро выходил из строя.
Механическая трансмиссия состояла из однодискового главного фрикциона сухого
трения, карданного вала, пятискоростной коробки передач, бортовых фрикционов,
бортовых передач и ленточных тормозов, располагавшихся на корпусах бортовых
фрикционов.
Масса танка достигла 8,2 т. Обслуживал его экипаж из 3 человек. На Т-26
образца 1931 года радиостанция не устанавливалась. Из конструктивных
особенностей танка следует отметить механическую ступенчатую коробку передач,
имевшую пять передач переднего и одну заднего хода. Подвеска была блокированной
на четыре катка. Ведущие колеса располагались в передней части корпуса. В
ходовую часть применительно к одному борту входили восемь сдвоенных
обрезиненных опорных катков диаметром 300 мм, сблокированных попарно в четыре
балансирные тележки, подвешенные на листовых четвертьэллиптических рессорах,
четыре обрезиненных поддерживающих катка диаметром 254 мм, направляющее колесо
с кривошипным натяжным механизмом и ведущее колесо переднего расположения со
съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное). Гусеницы шириной 260 мм
изготавливались из хромоникелевой или марганцовистой стали.
Внешне Т-26 почти не отличался от прототипа, если не считать измененной
передней части корпуса и вооружения. Клепаный корпус танка имел коробчатое
сечение. На подбашенной коробке с вертикальным лобовым листом на шариковых
опорах размещались две башни цилиндрической формы. В каждой из них
предусматривалось место для одного члена экипажа. Единственным отличием первых
серийных Т-26 от «виккерсов» было то, что их башни были приспособлены для
установки пулеметов ДТ, а на «Виккерсе» имелись круглые амбразуры вместо
прямоугольных. С осени 1931 года на танках так называемой «второй серии» стали
устанавливаться башни увеличенной высоты со смотровым окном. В крышке люка
механика-водителя прорезали смотровую щель, но еще без стеклоблока триплекс.
Каждая башня могла поворачиваться на 240°, в переднем и заднем секторах (по
100°) они могли вести огонь по одной цели. По мнению англичан, такое
расположение вооружения обеспечивало наибольший .темп стрельбы с обоих бортов,
однако из-за малого погона башен оказалось весьма затруднительно разместить в
них пушки и концентрировать огонь на один борт. Кроме того, башни нередко
заклинивало.
Хотя довольно быстро выяснилось, что башни танка мешают друг другу, тем не
менее до августа 1933 года выпустили 1626 двухбашенных танков Т-26 пулеметной и
пушечной модификаций. С 1933 года их выпуск был прекращен. Т-26 стал самой
массовой боевой машиной Красной Армии в предвоенный период.
Средств внешней связи на линейных танках не было. Для связи командира с
механиком-водителем первоначально устанавливалась «звуковая труба»,
впоследствии замененная светосигнальным устройством. В марте 1932 года в
Научно-испытательном институте связи началась работа по созданию специальных
танковых средств связи. Уже в сентябре 1932 года первые 10 танков,
оборудованные радиостанцией № 7Н, были переданы на испытания. На танках
смонтировали поручневые антенны, стойки, крепления которых располагались на
надгусеничных полках. Антенный ввод находился в передней части крыши
подбашенной коробки. Испытания прошли успешно и, как тогда говорили, «радийный
танк», или «радиотанк управления» 1 января 1933 года был принят на вооружение.
Однако серийное его производство развернуто не было по причине отсутствия
серийного выпуска радиостанций.
С 1 марта 1932 года на Т-26 над коробом воздуховывода начали устанавливать
специальный кожух, предохранявший от осадков, прежде всего — снега. Спустя
месяц этот кожух стал выполняться как единое целое с коробом воздуховывода
В марте 1932 года на АНИОП прибыл танк Т-26, вместо правой башни
которого была установлена малая орудийная башня опытного тяжелого танка Т-35-1,
вооруженная 37-мм пушкой ПС-2. По окончании испытаний, давших
удовлетворительные результаты, башню демонтировали и вернули на Т-35-1. В
апреле того же года такие башни испытывались еще на двух танках Т-26. Орудие
ПС-2 имело для своего времени очень хорошие характеристики, но на вооружение
РККА принято не было, так как ГАУ отдавало предпочтение немецкой 37-мм пушке
«Рейнметалл». На основе последней была создана и принята на вооружение пушка
Б-3(5К). По сравнению с ПС-2, Б-3 имела меньшие откат и размер казенника, что
позволяло установить ее в штатную пулеметную башню Т-26 почти без переделок
последней. Боевая масса танка возросла до 8,4 т, остальные характеристики
остались прежними. Однако завод № 8 им.Калинина не смог наладить выпуск пушек
Б-3 в необходимых количествах. Их изготовление производилось без разработки
технологического процесса, полукустарным путем. Заказ на 300 пушек, выданный в
1931 году, был выполнен только к концу лета 1933-го. Кроме того, с лета 1932
года все наличные орудия Б-3 передавались для вооружения танков БТ-2. Поэтому в
правой пулеметной башне Т-26 устанавливалась 37-мм пушка ПС-1 (или
«Гочкис-ПС»), хорошо освоенная промышленностью. Правда, выпуск этих орудий
сворачивался, а их запас на складах оказался не столь велик, как ожидалось.
Поэтому пришлось демонтировать пушки с передаваемых в ОСОАВИАХИМ или
списываемых танков Т-18 и даже «Рено». Согласно плану перевооружения, пушки
должны были устанавливаться на каждый пятый танк. В действительности же таких
машин изготовили несколько больше: из 1627 двухбашенных танков, выпущенных в
1931—1933 годах, пушкой ПС-1 было вооружено около 450 машин.
Т-26 обр. 1931 года с 37-мм пушкой ПС-1
В 1933 году появилась новая модификация Т-26 с одной цилиндрической башней.
Этот танк оснастили 45-мм танковой пушкой 19К образца 1932 года разработанной на
заводе № 8. Эта пушка была принята на вооружение в марте 1932 года. Вслед за
ней спроектировали установку 19К в танк, которая получила название «45-мм
танковая пушка обр. 1932 г.» и заводской индекс 20К. По сравнению с ПС-2,
танковая пушка 20К имела ряд преимуществ. Несколько увеличилась
бронепробиваемость бронебойными снарядами, резко возросла (с 0,645 кг до 2,15 кг)
масса осколочного снаряда, а масса взрывчатого вещества в снаряде — с 22 г до
118 г. Наконец, была увеличена скорострельность за счет введения вертикального
клинового полуавтоматического затвора. Правда, отладка полуавтоматики заняла
около четырех лет, и первые серии пушек 20К выпускались с 1/4 автоматики, затем
с полуавтоматикой на бронебойных и 1/4 автоматики на осколочно-фугасных
снарядах, и только в 1935 году стали поступать пушки с отлаженной
полуавтоматикой на всех типах боеприпасов.
В декабре 1932 года Комитет Обороны обязал НКТП выпускать танки Т-26
(начиная с машины с заводским номером 1601) с 45-мм пушкой. Под эту пушку,
спаренную с пулеметом ДТ, для танков Т-26 и БТ-2 была спроектирована новая
башня. Испытания стрельбой показали полную ее надежность. Производство башен
под 45-мм пушку началось в конце 1932 года на двух заводах — Ижорском и
Мариупольском. Первый выпускал башни усовершенствованного типа (сварные с
большой нишей), а Мариупольский первые 230 башен изготовил по первому варианту
(клепаные с малой нишей). Большинство клепаных башен было установлено на танки
БТ-5 и лишь очень незначительное количество— на Т-26.
Осенью 1933 года в верхнем наклон ном лобовом листе корпуса
появился люк доступа к трансмиссии. Первоначально его крышка открывалась в
сторону левого борта, а впоследствии — вверх против хода танка. При этом раз
меры люка увеличились.
Новый танк весил 9,4т, боекомплект пушки состоял из 136 снарядов. Выстрелы
были уложены в специальных ящиках, расположенных на полу, в левой части боевого
отделения. В этих ящиках 54 выстрела располагались в индивидуальных гнездах
вертикально в шесть рядов по 9 выстрелов. Сверху ящики закрывались откидными
крышками, которые одновременно являлись и настилом пола боевого отделения. Еще
30 выстрелов были уложены горизонтально в нише боевого отделения. Двенадцать
выстрелов размещались в башне. Снаряды удерживались специальными захватами по
шесть штук справа и слева от спаренной установки. Дополнительные 40 выстрелов у
танков без радиостанции размещались в нише башни.
На 11 см увеличилась высота машины, остальные данные остались прежними.
Выпущено 2127 танков. Танки командиров оснащались радиостанцией с поручневой
антенной, при этом боекомплект пришлось ограничить 96 снарядами. Опыт боев в
Испании и у озера Хасан показал, что противник обычно сосредоточивает огонь
именно на них, поэтому поручневую антенну заменили менее заметной штыревой.
Типичным для этих танков стали две фары-прожектора над пушкой для ведения огня
ночью.
В 1933 году был выпущен Т-26РТ - двухбашенный танк с радиостанцией 71-ТК-1
(1933г.). Всего было выпущено 96 единиц. Также выпускался Т-26РТ с
цилиндрической башней и радиостанцией 71-ТК-1 (71-ТК-3) — (1933–1940 гг.).
Выпущено 3938 машин.
Также в 1933 году планировался выпуск танка Т26-А (артиллеристский), он же
Т-26-4. Планировалось вооружить танк 76,2-мм пушкой для борьбы с бронетехникой
врага. В серию эта модификация не пошла.
В 1933 году на базе Т-26 образца 1931 года создали огнеметный ОТ-26. Для
этого сняли левую башню, а в правой установили огнемет (дальность действия 35
м), спаренный с 7,62-мм пулеметом. Масса ОТ-26 - 9 т, экипаж — 2 человека. В
1936 году на базе однобашенного танка того же года появился ОТ-130, у которого
огнеметом заменили пушку, но сохранили пулемет. Запас огнесмеси довели до 400
л, дальность огнеметания достигла 50м. Масса танка — 10 т, экипаж — 2 человека,
дальность огнеметания — 45 м. В 1938-1940 годах появились новые модификации
огнеметных машин ОТ-131, ОТ-132 и ОТ-133. Последний, массой 10,5т, имел два
пулемета. И наконец в 1940 году изготовили ОТ-134 (масса — 10,8 т, экипаж — 3
человека), в конической башне которого находились 45-мм пушка и пулемет, а в
переднем верхнем листе корпуса — огнемет. Дальность огнеметания достигла 50 м.
Существовали телеуправляемые танки
ТТ-26. Это был легкий химический (огнеметный) танк подавления, вооруженный
пулеметом ДТ и огнеметной установкой. Также в серию пошел танк управления ТУ-26
— вооруженный 45-мм танковая пушка образца 1932 г. и пулеметом ДТ. Всего
произведено 55 телеуправляемых танков. Они принимали участие в войне с
Финляндией.
В середине 30-х годов
выпуск Т-26 на некоторое время прекратился. Его место должен был занять
колесно-гусеничный танк Т-46. Машину сконструировали в соответствии с
популярной тогда идеей броневой машины-"оборотня". По хорошей дороге
Т-46 мчался на колесах, а пересеченную местность преодолевал в гусеничной
"обувке". Конечно, такая схема сложнее, к тому же на вооружение уже
поступили колесно-гусеничные танки БТ. Т-26 начали строить снова.
В 1934 году с целью повышения огневой мощи двухбашенных танков в
правой башне Т-26 в опытном порядке была установлена 76-мм динамо-реактивная
пушка Курчевского. Испытания этой арт-системы, состоявшиеся в марте 1934 года,
выявили как достоинства ее установки на танке, так и недостатки. Огневая мощь
танка резко возросла, но пользоваться орудием было крайне неудобно. Особенно
много неприятностей вызывало заряжание, которое можно было осуществить только
во время коротких остановок. Кроме того, пороховые газы, отводившиеся назад,
могли поразить пехоту, следовавшую за танком.
С 1935 года на танках устанавливалась 45-мм пушка обр. 1934 г. На
этой пушке полуавтоматика механического типа была заменена полуавтоматикой
инерционного типа. Последняя работала полностью только при стрельбе
бронебойными снарядами; при стрельбе осколочными — как четверть автоматики,
т.е. открывание затвора и экстрактирование гильз производились вручную, и при
вкладывании очередного патрона в камору затвор закрывался автоматически. Это
объясняется различными начальными скоростями бронебойного и осколочного
снарядов.
Т-26 обр. 1935 года на маневрах под Киевом
Кроме того, пушка обр. 1934 г. отличалась от предыдущей
конструкцией противооткатного устройства и подъемного механизма, был усилен
клин затвора, проволоку ножного спуска заменили тросом, усилили крепление
люльки с маской, внесли еще ряд небольших усовершенствований.
С 1935 года бронелисты корпуса и башни стали соединять при помощи
электросварки (до этого они соединялись заклепками), боекомплект пушки
уменьшили до 122 выстрелов (82 в танках с радиостанцией), но увеличили емкость
бензобаков. Масса машины возросла до 9,6 т. Увеличили вместимость топливного бака.
В 1935 году Т-26 сдавал
экзамен на воде - испытывались надувные поплавки. А через год танк ходил по дну
- проводились эксперименты со шноркелем - трубой, через которую
"дышал" двигатель.
В 1936 году ввели съемный резиновый бандаж на опорных катках,
изменили натяжной механизм и в нише башни установили второй пулемет ДТ. При
этом боекомплект пушки сократился со 136 до 102 выстрелов (на танках без
радиостанции), а масса танка возросла до 9,65 т. В 1937 году на части машин
стали монтировать зенитные пулеметы ДТ на турельных установках П-40, а позже на
более совершенных 56-У322Б. На пушке поставили две фары-прожектора так называемого
«боевого света», ввели новое ВКУ-3 и переговорное устройство ТПУ-3. Двигатель
форсировали, и его максимальная мощность возросла с 90 до 95 л.с. В 1937 году
выпускались только радиотанки, причем с радиостанциями 71-ТК-З.
Т-26РТ
Боекомплект танков с радиостанцией достиг 147 выстрелов (107 у
танков без рации) и 3087 патронов. Масса танка составила 9,75 т.
Т-26 образца 1937 года получили конические башни, сваренные из 15-мм
бронелистов, лучше выдерживающих попадания пуль. Добавили фару-прожектор и
форсировали двигатель до 70 кВт (95 л.с.). Емкость бензобаков возросла с 182 до
290 литров, боекомплект составил 107 снарядов, масса возросла до 10,25т.
Т-26 обр. 1937 года
Корпус танка, по сравнению с машинами обр. 1933 г. последних
выпусков, почти не подвергся изменениям. Лишь в днище боевого отделения был
введен люк-лаз, а разборные жалюзи с прямыми планками над масляным радиатором
заменили на сварные неразборные жалюзи с угловыми планками.
Вместо цилиндрической установили башню конической формы с 45-мм
пушкой обр. 1934 г. Боекомплект составил 107 снарядов.Т-26 образца 1937 года
получили конические башни, сваренные из 15-мм бронелистов, лучше выдерживающих
попадания пуль. В пушках выпуска 1937 и 1938 годов появился электрический
затвор, обеспечивавший производство выстрела ударным способом и с помощью
электротока. Пушки с электрозатвором оснащались телескопическим прицелом ТОП-1
(с 1938 года—ТОС), стабилизированным в вертикальной плоскости. В отличие от
танков прежних выпусков, имевших один 182-литровый топливный бак, на машине
поставили два таких бака емкостью 110 и 180 л, что позволило увеличить запас
хода. Боевая масса составила 10,28 т.
Танки Т-26 с конической башней и прямой подбашенной коробкой
различались наличием или отсутствием радиостанции 71-ТК-З с поручневой
антенной, кормового башенного пулемета ДТ, зенитной пулеметной установки
56-У322Б и прожекторов боевого света. Кроме того, существовало два типа
конических башен — со сварным и штампованным лобовыми щитами. На части танков,
главным образом с радиостанциями, устанавливалась командирская панорама ПТК. Также
на Т-26 образца 1937 г. устанавливалось танковое переговорное устройство на три
абонента ТПУ-3.
Танки, выпускавшиеся с февраля 1939 года, имели подбашенную коробку с
наклонными бронелистами, задний башенный пулемет убрали. Вместо него
смонтирована дополнительная боеукладка на 32 артиллерийских выстрела, тем самым
боекомплект пушки довели до 165 снарядов (на машинах без рации до 205).
Боекомплект пулеметов увеличили до 3654 (58 дисков) патронов. На танках с
рацией боекомплект составлял 165 выстрелов и 3213 патронов. Увеличив степень
сжатия в цилиндрах двигателя, его мощность повысили до 97 л. с. (73 кВт). С
1940 года подбашенную коробку стали выполнять из 20-мм гомогенной стали вместо
цементированной. Переговорное устройство ТПУ-3 было заменено на ТПУ-2. Т-26 обр. 1939 года
Подверглась изменениям и ходовая часть, главным образом в сторону
усиления подвески. Было изменено стопорение пальцев траков (вместо шплинтов
применены кольца), поставлены усиленные рессоры.
От танков Т-26 предыдущей модификации машины с наклонной
подбашенной коробкой отличались и наружной укладкой ЗИПа. В 1940 году был
проведен последний цикл изменений конструкции танка Т-26.
Наконец для усиления бронезащиты около сотни танков в ходе советско-финской
войны срочно оснастили навесными бронеэкранами, при этом толщину нижней лобовой
части корпуса и передней стенки довели до 60 мм. Цементированную броню
подбашенной коробки толщиной 15 мм заменили на гомогенную толщиной 20 мм. Кроме
того, ввели унифицированный смотровой прибор, новый погон башни и
бакелетирование топливных баков. Масса Т-26 с экранами превысила 12 т. Иногда
эти машины называют Т-26Э. Однако они явно были перетяжелены.
Выпуск Т-26 прекратили в первой половине 1941 года, но в июле — августе 1941
года в Ленинграде достроили около сотни машин из неиспользованного задела
корпусов. Всего Красная Армия получила более 11000 легких танков Т-26 двадцати
трех модификаций, включая огнеметные (тогда называвшиеся «химическими») и
саперные (мостовые). Часть 2. Боевое применение в конфликтах до Великой Отечественной войны
Часть 3. Боевое применение в Великой Отечественной войне и организационно-штатная структура
Часть 4. Оценка машины и ТТХ
Часть 5. Машины на базе Т-26
|