т 26 1
Применение в Великой Отечественной войне
В пяти западных военных округах имелось примерно 3100— 3200
технически исправных танков Т-26 и машин на их базе, что немногим меньше всего
немецкого танкового парка, предназначенного для вторжения в СССР, и примерно
40% от общего числа советских танков, имевшихся в этих округах. В ходе боевых
действий первых месяцев Великой Отечественной войны большинство Т-26 оказались
потерянными в основном от огня артиллерии и ударов авиации. Много машин вышло
из строя по техническим причинам, а недостаточная обеспеченность воинских
частей средствами эвакуации и нехватка запасных частей не позволили их
отремонтировать. При отходе даже танки с незначительными поломками приходилось
взрывать или поджигать. Динамику и характер потерь можно проиллюстрировать на
примере 12-го механизированного корпуса (командир — генерал-майор
Н.М.Шестопалов), накануне войны дислоцировавшегося в Прибалтийском Особом
военном округе. В составе корпуса на 22 июня 1941 года имелось 449 танков Т-26,
два химических танка и четыре тягача-транспортера Т-26Т. К 7 июля 201 Т-26, оба
химических танка и все транспортеры были подбиты. Еще 186 Т-26 вышли из строя
по техническим причинам. За этот же период в 125 тп 202 мд было потеряно 66
танков Т-26, из них 60 — безвозвратно.
Немецкий солдат осматривает взорванный экипажем Т-26
К 21 июля 1941 года в 28 тд 12 мк осталось 4 БТ-7, 1 Т-26 и 2
БА-20, в 23 тд — 4 Т-26, в 202 мд — 1 Т-26! Корпус практически перестал
существовать как соединение танковых войск.
К осени 1941 года число «двадцатьшестых» в Красной Армии заметно
сократилось, но они по-прежнему продолжали составлять значительный процент
материальной части. Так, например, на 1 октября 1941 года в танковых частях
Западного фронта насчитывалось 475 танков, 298 из них — Т-26. Это составляло
62%! Впрочем, техническое состояние многих из них оставляло желать лучшего. Вот
что говорилось, например, в «Отчете о боевых действиях 20-й танковой бригады»,
получившей 20 Т-26 по пути на фронт в начале октября. «Танки Т-26, прибывшие с
рембазы, заводились с трудом, с буксировки, а 14 штук не заводились
совершенно». По-видимому, так обстояло дело и во многих других бригадах. Во
всяком случае, подобное положение лишь способствовало быстрой убыли боевых
машин этого типа.
Спустя месяц, 28 октября 1941 года, в разгар немецкого
наступления на Москву, в составе нашего Западного фронта имелся 441 танк.
Только 50 из них были Т-26, причем 14 находились в ремонте. «Двадцатьшестые»
принимали участие не только в обороне Москвы. Ими был вооружен, например, 86-й
отдельный танковый батальон Ленинградского фронта. 20 декабря 1941 года он получил
задачу поддержать атаку нашей пехоты из района Колпино в направлении Красный
Бор, Тосно. В ходе этой боевой операции совершил свой подвиг командир взвода
младший лейтенант М.И.Яковлев. Вот что говорится об этом в наградном листе.
«Тов.Яковлев в боях с фашистскими оккупантами проявил себя верным
сыном Социалистической Родины, героем Отечественной войны. В течение 6 дней, с
20 по 26 декабря 1941 года (в боях за Красный Бор), командир танка Т-26 Яковлев
не выходил из машины, беспощадно уничтожая живую силу и технику врага. После
взятия нашими частями противотанкового рва немцы пытались возвратить утерянные
ими выгодные рубежи. Они трижды контратаковали наши танки. Тов.Яковлев,
подпуская фашистов на 100 метров, в упор расстреливал их и снова переходил в атаку.
Только за одну ночь, с 22 на 23 декабря им уничтожено свыше 200
солдат и офицеров противника, два дзота, три ПТО, 4 пулеметных гнезда, три
миномета с прислугой и склад боеприпасов в дер. Красный Бор.
Танк Яковлева имел 9 пробоин, но отважный командир сумел его
вывести с поля боя».
Младшему лейтенанту Яковлеву было присвоено звание Героя
Советского Союза. Что же касается танков Т-26, то они продолжали использоваться
в боевых действиях на всем протяжении советско-германского фронта от Баренцева
до Черного морей в течение всего 1942 года. Правда, уже в значительно меньших
количествах, чем в 1941-м.
Колона танков Т-26 во время битвы за Москву
Так, например, в составе 22-го танкового корпуса Юго-Западного
фронта по состоянию на 9 мая 1942 года, то есть накануне наступления на
Харьков, имелось 105 танков. Шесть из них — Т-26. К сожалению, полных данных о
составе танковой группировки Юго-Западного фронта нет, поэтому нельзя указать,
в каких еще танковых частях фронта имелись боевые машины этого типа. Точно
известно, что упомянутые шесть танков Т-26 находились на вооружении 13-й
танковой бригады. Все бригады 22 тк вступили в бой с немецкой танковой
группировкой (боевая группа 3 тд и 23 тд) 13 мая 1942 года, отражая контрудар
во фланг наступавшим войскам 38-й армии. Немецкая группировка насчитывала более
130 танков. В результате боя 13 тбр, как, впрочем, и две другие бригады корпуса
— 36-я и 133-я, потеряла все свои танки. При этом, по донесению командиров
бригад, было уничтожено более 100 танков противника.
Последними крупными операциями Великой Отечественной войны, в
которых в более или менее заметных количествах принимали участие танки Т-26,
были Сталинградская битва и битва за Кавказ.
На 15 июля 1942 года «двадцатьшестые» имелись только в 63 тбр (8
единиц) и 62 отб (17 единиц) Южного фронта. В ходе боев к концу июля 15 танков
Т-26 были потеряны. В составе войск Приморской группы Северо-Кавказского фронта
действовал 126 отб (36 танков Т-26).
10 августа 1942 года 126 отб был передислоцирован в район
Абинская-Крымская с задачей совместно со 103-й Краснознаменной стрелковой
бригадой «упорно оборонять горные перевалы к Новороссийску, используя танки как
неподвижные огневые точки, закопав их в землю».
Утром 17 августа противник силами до 18 танков Pz.IV Ausf.F1 с
двумя ротами автоматчиков при поддержке 2—3 артиллерийских и минометных батарей
перешел в наступление от ст. Ахтырская в направлении ст. Абинская.
Этот населенный пункт обороняла 1-я рота 126 отб в составе 11
танков Т-26. В течение двух часов она вела бой с танками противника, а затем
отступила на запасные позиции, с которых танки вели огонь с места. На западной
окраине Абинской завязался уличный бой с танками противника. К концу дня рота
потеряла от артогня и в танковом бою 7 танков. Еще 3 поврежденные машины были
взорваны по приказу политрука роты. Подбитые танки не эвакуировались по причине
отсутствия эвако-средств.
18 августа вступила в бой с противником 2-я танковая рота. До 30
немецких танков и 20 автомашин с пехотой двигались в направлении станицы
Крымской. В результате трехдневных позиционных боев с танками и пехотой
противника рота потеряла два танка. Немецкие потери — 4 танка и несколько
десятков пехотинцев. Несколько раз атаковала противника с восточной окраины
Крымской 3-я танковая рота совместно с батальоном 103 сбр и до исхода дня 19
августа не давала немцам возможности овладеть станцией. Однако уже на следующий
день немцы, подтянув резервы, овладели Крымской. Все танки 3-й роты 126 отб
попали в окружение и погибли. Противник в этом бою потерял 5 танков, минометную
батарею и до роты пехоты.
К 22 августа 1942 года батальон потерял 30 танков. При этом от
ударов авиации— 5 танков, от огня артиллерии и танков противника — 21, от огня
огнеметчиков — 1. Кроме того, 3 танка были подорваны экипажами.
Оставшиеся в строю 6 «двадцатьшестых» использовались как
неподвижные огневые точки для обороны горных проходов в 25 км севернее
Новороссийска. Батальон понес большие потери из-за неправильного применения
танков, которые без поддержки пехоты и артиллерии вели оборонительные бои на
фронте протяженностью 20 км группами по 3—5 машин. Личный же состав 126 отб
дрался геройски. Командир 2-й роты лейтенант Мелешко на своем Т-26 20 августа
1942 года лично уничтожил 4 немецких средних танка.
Еще одной частью, имевшей на вооружении значительное число танков
Т-26, была 207 тбр. В ее составе на начало декабря 1942 года имелось 52 танка:
46 Т-26 и 6 Т-60.
В конце декабря 207 тбр вела наиболее интенсивные бои с
противником (по сравнению с другими танковыми частями Закавказского фронта),
пытаясь уничтожить в районе Сурх-Дигора танковый батальон моторизованной
дивизии СС «Викинг». В течение 27 и 28 декабря из-за слабой организации боевых
действий бригада потеряла 37 танков Т-26 и Т-60, подбив при этом 14 танков
противника (10 из них были эвакуированы немцами с поля боя).
Следует отметить, что практически во всех случаях после потери
танков Т-26 бригады и батальоны, их имевшие, в качестве пополнения получали
боевые машины других типов, находящихся в серийном производстве или получаемых
по ленд-лизу. В частности, на вооружение батальонов легких танков танковых
бригад поступали машины Т-60 и Т-70.
В 1943 году на большинстве участков советско-германского фронта
танки Т-26 уже не использовались. В основном они сохранялись там, где фронт был
достаточно стабилен, где длительное время не велось активных боевых действий, а
также в некоторых тыловых частях.
В связи с этим любопытно будет упомянуть 151-ю танковую бригаду
(45-я армия, Закавказский фронт). Бригада в составе 24 Т-26 и 19 английских
легких танков Mk.VII «Тетрарх» охраняла государственную границу СССР с Ираном.
В январе 1943 года бригаду перебросили в Туапсе в распоряжение 47-й армии.
Довольно долго «двадцатьшестые» сохранялись в войсках
Ленинградского фронта. В частности, к началу операции по снятию блокады в
январе 1944 года в составе 1-й и 220-й танковых бригад Ленинградского фронта
имелось по 32 танка Т-26.
Т-26 на Ленинградском фронте, 1942 год.
На другом стабильном участке советско-германского фронта — в
Карелии и на Мурманском направлении — Т-26 состояли на вооружении еще дольше —
до лета 1944 года.
Последней же боевой операцией советских Вооруженных сил, в
которой приняли участие Т-26, стал разгром японской Квантунской армии в августе
1945 года. На Дальнем Востоке к 1945 году сохранилось довольно много танков
старых марок, в первую очередь Т-26 и БТ-7. Ими были укомплектованы несколько
танковых бригад, которые всю Великую Отечественную войну находились на
манчжурской границе и не участвовали в военных действиях. С целью повышения их
боевых возможностей летом 1945 года с заводов поступило 670 танков Т-34-85,
которыми укомплектовали первые батальоны в этих танковых бригадах. На
вооружении же вторых и третьих батальонов сохранились танки Т-26 или БТ-7. В
таком составе эти части приняли участие в боях с японцами.
Организационно-штатная структура
Т-26 в РККА
Первым танковым соединением, получившим Т-26, была 1-я
механизированная бригада имени К.Б.Калиновского (МВО). Машины, поступившие в
войска до конца 1931 года, не имели вооружения и предназначались в основном для
обучения. Более или менее нормальная их эксплуатация началась только в 1932
году. Тогда же был утвержден новый штат мехбригады, по которому в ее составе
должно было быть 178 танков Т-26. По этому штату началось формирование и других
механизированных бригад.
Изучение и обобщение опыта учений, проведенных в 1931—1932 годах,
выявили необходимость создания еще более крупных соединений. После
предварительной проработки этого вопроса Штаб РККА разработал
организационно-штатную структуру механизированного корпуса. Их формирование
началось с осени 1932 года в Московском, Украинском и Ленинградском военных
округах. В корпус входили две мехбригады, одна из которых имела на вооружении
танки Т-26, а другая — БТ. С 1935 года мехкорпуса стали вооружаться только
танками БТ.
С момента поступления в войска Т-26 обр. 1933 года типовым в
мехбригадах на какое-то время стал смешанный взвод, состоявший из одного
однобашенного и двух двухбашенных танков. Однако по мере насыщения войск
однобашенными танками двухбашенные машины в основном передали в учебно-боевые
парки, а также в танкетные и танковые батальоны стрелковых дивизий. К началу
1935 года танковый батальон стрелковой дивизии состоял из трех танковых рот по
15 Т-26 в каждой.
В августе 1938 года механизированные корпуса, бригады и полки
были преобразованы в танковые. К концу 1938 года в Красной Армии имелось 17
легкотанковых бригад по 267 танков Т-26 в каждой и три химические танковые
бригады, также укомплектованные химическими танками на базе Т-26.
Накануне Второй мировой войны Т-26 главным образом состояли на
вооружении отдельных легкотанковых бригад (256 — 267 танков а каждой) и
отдельных танковых батальонов стрелковых дивизий (одна рота - 10—15 танков). В
составе этих частей и подразделений они принимали участие в «освободительном
походе» в Западную Украину и Западную Белоруссию и советско-финской войне.
В частности, 17 сентября 1939 года польскую границу пересекли 878 Т-26
Белорусского фронта (22 тбр, 25 тбр. 29 тбр, 32 тбр) и 797 Т-26 Украинского
фронта (26 тбр. 36 тбр, 38 тбр). Потери в ходе боевых действий во время
польского похода были весьма незначительны: всего 15
"двадцатьшестых", а вот по причине разного рода технических
неисправностей в ходе маршей вышли из строя 302 боевых машины. Потери танков, в
том числе и Т-26, в ходе «зимней войны» были значительно больше. Т-26 в дозоре на о.Кильдин, 1942 год.
21 ноября 1939 года Главный Военный совет принял решение о
реорганизации автобронетанковых войск. Вместо танковых корпусов и отдельных
танковых бригад в Красной Армии предполагалось иметь однотипную организацию
танковых соединений в виде танковых бригад РГК, вооруженных танками БТ или
Т-26, с последующим перевооружением их танками Т-34. В каждой такой бригаде
должно было быть 258 танков. Тяжелые танковые бригады планировалось
перевооружить танками KB — по 156 танков в бригаде (из них 39 БТ).
Предусматривалось сформировать также 15 моторизованных дивизий (257 танков и 73
бронеавтомобиля в каждой).
К маю 1940 года эту реорганизацию в основном удалось завершить: в
составе Красной Армии имелись четыре моторизованные дивизии, отдельные танковые
и броневые бригады. Они представляли собой полностью сформированные
моторизованные и танковые соединения, обеспеченные материальной частью и
подготовленными кадрами. Кроме того, в состав кавалерийских дивизий входили
танковые полки, а в состав стрелковых дивизий — танковые батальоны. Следует
отметить, что советские моторизованные дивизии и танковые бригады 1940 года по
числу боевых машин были равны немецкой танковой дивизии того же периода. Новая
структура автобронетанковых войск и их боевой состав полностью соответствовали
наличию бронетанковой техники, командных и технических кадров, а также
сложившимся взглядам и накопленному опыту в области применения этого рода
войск. К сожалению, эта структура просуществовала недолго.
В июне 1940 года Наркомат обороны вновь вернулся к вопросу об
организации автобронетанковых войск Красной Армии, рассматривая его с точки
зрения опыта действий немецких танковых войск во Франции. В результате было
принято решение о формировании механизированных корпусов нового типа, куда
входили бы две танковые и одна моторизованная дивизии. В танковой дивизии
полагалось иметь 375 танков (63 KB, 210 Т-34, 26 БТ-7, 24 Т-26, 52 химических)
и 91 бронемашину, в моторизованной — 275 легких танков. А всего в корпусе —1031
танк.
Летом 1940 года было начато формирование восьми механизированных
корпусов и двух отдельных танковых дивизий. Из-за слишком малого поступления от
промышленности танков KB и Т-34 танковые дивизии были укомплектованы танками
Т-26 и БТ. На их формирование были обращены 19 танковых бригад, два танковых
полка и все танковые батальоны стрелковых дивизий (за исключением 15 дивизий
Дальневосточного фронта). В октябре — ноябре 1940 года «сверх плана» в Киевском
Особом военном округе был сформирован 9-й механизированный корпус.
Реорганизация 1940 года привела к существенному снижению
боеспособности автобронетанковых войск. Одни части и соединения
расформировывались, другие создавались вновь. Шла ротация личного состава,
передислокация частей. Вместе с тем, на этом этапе и техники, и людей было еще
достаточно, чтобы укомплектовать новые соединения до штата.
На 1 января 1941 года танковые войска Красной Армии располагали 9665 танками
Т-26 всех модификаций, включая специальные. Они составляли большинство боевых
машин в механизированных корпусах приграничных военных округов. В Западном
особом военном округе, например, на 22 июня 1941 го имелось 1136 танков Т-26 —
52% всех танков округа. В механизированных корпусах Юго-Западного фронта,
сформированного после начала войны из войск Киевского особого военного округа,
имелось 1316 Т-26 — 35% танков фронта.
В феврале 1941 года по предложению начальника Генерального штаба
Г.К.Жукова правительство утвердило план по развертыванию еще 21
механизированного корпуса. По этому плану Красная Армия должна была иметь 61
танковую дивизию (в том числе 3 отдельные) и 31 моторизованную (в том числе 2
отдельные). Для обеспечения новых формирований требовалось уже около 32
тыс.танков, в том числе 16,6 тыс.танков Т-34 и КВ. Чтобы выпустить необходимое
количество боевых машин при существовавшей в 1940—1941 годах мощности танковой
промышленности, даже с учетом привлечения новых предприятий, таких как
Сталинградский и Челябинский тракторные заводы, требовалось не менее 4—5 лет.
Трудно понять логику принятия такого решения, когда война буквально стояла у
порога. В результате все соединения, имевшиеся в начале 1940 года,
расформировали, а их боевая техника и личный состав были направлены на
формирование механизированных корпусов. Однако этого было недостаточно. В
первом полугодии 1941 года промышленность дала армии 1800 танков, что мало
влияло на ситуацию. Укомплектованность корпусов приграничных военных округов
всеми типами боевых машин к началу войны составляла в среднем 53%, автомобилями
— 39%, тракторами — 44%, ремонтными средствами — 29%, мотоциклами — 17%.
Значительная часть техники нуждалась в среднем и капитальном ремонте, а
промышленность могла дать к 1 июня 1941 года только 11% потребного количества
запасных частей. Вместе с тем, даже в таком недоукомплектованном виде
автобронетанковые войска Красной Армии по количеству боевых машин представляли
самую внушительную силу в мире. На 21 июня 1941 года в войсках имелось 25 932
танка всех типов (у Германии — 5694). В западных приграничных военных округах
дислоцировалось 19 механизированных корпусов, а также другие танковые части,
насчитывавшие 13 981 танк (у Германии, включая ее союзников, — 3899 танков и
штурмовых орудий). Даже с учетом только полностью боеготовых машин, вступивших
в бой 22 июня, соотношение составляло, как минимум, 2:1 в пользу Красной Армии.
Что же касается танков Т-26 и машин на его базе, то судить об их
количестве и степени боевой готовности можно из приводимой таблицы. При этом
необходимо дать некоторые пояснения по поводу разбивки боевых машин на
категории.
С 1 апреля 1940 года было введено в действие «Наставление по
учету и отчетности в Красной Армии». В соответствии с этим наставлением все военное
имущество (в том числе и танки) делилось на пять категорий в зависимости от его
технического состояния.
1-я категория — новое, не бывшее в эксплуатации, отвечающее
требованиям технических условий и вполне годное к использованию по прямому
назначению.
2-я категория — имущество, находившееся в эксплуатации, вполне
исправное и годное к использованию по прямому назначению. Сюда же относится
имущество, требующее текущего ремонта.
3-я категория — имущество, требующее ремонта в мастерских округа
(средний ремонт).
4-я категория — имущество, требующее ремонта в центральных
мастерских и на заводах промышленности (капитальный ремонт).
5-я категория — негодное имущество.
Боевые машины семейства Т-26 составляли 39,5% всего танкового парка Красной
Армии. Представляет интерес и количество танков Т-26 в западных военных
округах.
Всего в западных, или, как их часто называют, приграничных
военных округах к 1 июня 1941 года насчитывалось 4875 танков Т-26 всех
модификаций. Из этого количества 709 боевых машин относились к 3-й и 4-й
категориям, то есть требовали среднего и капитального ремонта. Само собой
разумеется, что эти танки были небоеспособны. Формально к боеготовым машинам
относились танки 1-й и 2-й категорий. 828 танков 1-й категории представляли
собой технику, находившуюся на хранении. После снятия с хранения эти танки были
готовы к бою. Сложнее обстояло дело с машинами 2-й категории (3339 единиц), к
которой относились как вполне исправные и годные к использованию танки, так и
требующие текущего ремонта. В понятие «текущий ремонт» входила такая операция,
как замена аккумуляторов, траков гусениц, опорных катков и т.д. Если учесть
дефицит запасных частей, имевшийся в Красной Армии, то становится ясно, что
некоторая часть танков 2-й категории была небоеспособной. В некоторых
подразделениях до трети машин стояли без движения (особенно для Т-26 не хватало
траков и пальцев), хотя числились они во 2-й категории. Кроме того, до 30%
танков составляли машины выпуска 1931—1934 годов, имевшие ограниченный
моторесурс.
В армиях других стран
Танк Т-26 был одним из немногих образцов советской бронетанковой
техники периода 30-х годов, который в значительных количествах поставлялся за
рубеж. Самая крупная партия танков — 297 единиц — была поставлена в Испанию. Об
их использовании войсками республиканцев рассказывалось выше, однако применяла
эти танки и другая сторона.
В марте 1937 года в состав так называемой группы «Дроне»
(танковая часть германского легиона «Кондор») включили танковую роту,
укомплектованную трофейными советскими Т-26, а с августа началось
переформирование группы в испанскую часть. Этот процесс завершился в марте 1938
года созданием Bandera de Carros de Combate de la Legion, организационно
вошедшей в состав Испанского иностранного легиона. «Бандера» состояла из двух
батальонов: один был вооружен немецкими танками Pz.l, другой — советскими Т-26.
Оба батальона (1. и 2. Agrupacione de Carros) участвовали в боях под Тэруэ-лем
и Брунете, в Басконии, в битве над Эбро и в боях в Каталонии в 1939 году. К
этому времени организация батальонов изменилась: они стали однородными, при
этом третьи роты в них были укомплектованы танками Т-26. После поражения
республиканцев вся советская техника, имевшаяся у них на вооружении, досталась
франкистам. В испанской армии танки Т-26 эксплуатировались вплоть до 50-х
годов.
В 30-е годы, помимо Испании, танки Т-26 поставлялись в Турцию (60
шт.) и Китай (82 шт.). Китайские Т-26 состояли на вооружении одного полка 200-й
механизированной дивизии Китайской национальной армии и принимали участие в
боях с японскими войсками в Южном Китае и Бирме с 1941 по 1944 год.
В период Второй мировой войны некоторое число трофейных Т-26
разных модификаций состояло на вооружении гитлеровского Вермахта, где они
получили обозначение Pz.740 (г).
Т-26 в немецкой армии.
Любопытно отметить, что практически никогда трофейные советские
танки не переоборудовались немцами в САУ. Исключение составляет лишь эпизод
изготовления в конце 1943 года 10 (!) самоходных орудий на базе танка Т-26.
Вместо башен на них установили 75-мм французские пушки (Немецкое обозначение —
7,5-ст Рак 97/98 (f)) прикрытые щитом. Эти машины поступили на вооружение 3-й
роты 563-го противотанкового дивизиона. Впрочем, боевая служба их была недолгой
— уже 1 марта 1944 года все были заменены на САУ «Marder III».
Активно использовались Т-26 и союзниками Германии. Например, на 1
ноября 1942 года в румынской армии имелось 33 боевых машины этого типа.
«Двадцатьшестые» были самыми массовыми машинами финской армии, танковый парк
которой на 80% состоял из советских трофеев. После «зимней войны» в 1940 году
на вооружение финских танковых частей поступили 34 танка Т-26 (двухбашенных и
однобашенных), два ХТ-26 и четыре ХТ-130. Финны не брезговали применением
трофейных Т-26. Трофейные танки Т-26 были различных модификаций, в том числе
огнеметные варианты ОТ-26, ОТ-130 и ОТ-133. Эти танки, а также двухбашенные
пулеметные Т-26 образца 1931 г. использовались исключительно как учебные для
подготовки механиков-водителей. В 1942- 1943 гг. они были перевооружены
советскими 45-мм пушками. В результате этой модернизации появились так
называемые "гибридные" танки, характерные только для Финляндии.
Огнеметные танки ОТ-26 и тягачи Т-26Т не модернизировались.
Модернизация двухбашенных танков Т-26 заключалась в демонтаже бронелиста над
боевым отделением и установке вместо него соответствующей детали, снятой с
подбитых Т-26 образца 1933 года вместе с башней. Шесть танков были
модернизированы до соответствия стандарту образца 1933 года, и два танка — до
стандарта Т-26 образца 1937 года.
Советские офицеры осматривают трофейный финский Т-26.
Модернизация огнеметных танков ОТ-130 и ОТ-133 заключалась в демонтаже баков
и трубопроводов огнемета с последующей установкой в башне 45-мм пушки, причем
на ОТ-133 убирали еще и задний башенный пулемет. Также в танках монтировались
мелкие детали — сиденья, крепления для боеприпасов и т.д. Один ОТ-133
переделали так, что у него башня оказалась смещенной к левому борту.
Большинство танков получили по дополнительному пулемету в передней части
боевого отделения. Экипаж увеличился до четырех человек. Пулемет финны
устанавливали в "яблоке", смонтированном в бронированном спонсоне
лобовой бронеплиты слева.
После 1941 года число Т-26 в финской армии значительно возросло.
При этом осуществлялась их модернизация: у шести двухбашенных машин сняли башни
и заменили одной с 45-мм пушкой..
Любопытно отметить модернизацию, которой подверглись танки
«Виккерс». Их перевооружили 45-мм пушками, снятыми с подбитых Т-26;
пистолеты-пулеметы «Суоми» также заменили советскими ДТ. Кроме того, ряд
английских узлов и агрегатов был заменен советскими. После всех этих изменений
танки получили обозначение Т-26Е! Внешне модернизированный таким образом
«Виккерс» действительно был похож на Т-26 обр. 1937 года, с той лишь разницей,
что у последнего башня размещалась ближе к левому борту корпуса, а у Т-26Е — к
правому. В 1945 году финская армия еще имела 19 танков Т-26Е.
По состоянию же на 1 января 1960 года в Финляндии еще
эксплуатировались или находились на хранении 2 Т-26 обр. 1933 года, 15 Т-26
обр. 1937 и 1939 годов, три транспортера Т-26Т и один «Виккерс» Т-26Е.
В 30-е годы, помимо Испании, танки Т-26 поставлялись в Турцию (60 шт.).
Китай (82 шт.) и, по некоторым данным, в Афганистан. Китайские Т-26 состояли на
вооружении одного полка 200-й механизированной дивизии Китайской национальной
армии и были задействованы в боях с японцами в Южном Китае и в Бирме в 1942
году. Часть 1.
Часть 2. Боевое применение в конфликтах до Великой Отечественной войны Часть 4. Оценка машины и ТТХ
Часть 5. Машины на базе Т-26
|