Танк Абрамс М1
M1 "Абрамс"
США
История создания
М1 «Абрамс» стал результатом третьей по счету программы по замене танков
серии «Паттон». Первые две Т95 и MBT-70/XM803 завершились неудачно. Т95 не имел
превосходства над M60, тогда как MBT-70 и даже его упрощенная модель
XM803, оказались чрезмерно дорогими и сложными. Так же не оправдала себя
концепция низкобаллистической пушки-пусковой установки ракет, планируемой для
установки на танках MBT-70/XM803.
Разработка нового танка, получившего позже обозначение XM-1, началась сразу
же после закрытия программы ХМ803 в конце 1971-го. Для снижения
технологического риска новый танк решено было делать по классической схеме с
экипажем из 4-х человек и с пушкой высокой баллистики в качестве основного
вооружения. На роль последней рассматривались нарезная 105-мм пушка M68,
британская нарезная 110-мм и немецкая 120-мм гладкаствольная пушка. 110-мм
пушку отмели сразу же, как не имеющую существенного превосходства над 105 мм. Вариант с 120-мм
посчитали рискованным, поэтому было решено оставить пушку М68 с возможностью
последующей замены на 120-мм. В качестве силовой установки рассматривались
американский дизель воздушного охлаждения AVCR-1100 (планировался для MBT-70),
немецкий дизель водяного охлаждения DB1500 (позднее получил обозначение MB873)
и американский газотурбинный двигатель AGT-1500. Мощность всех двигателей была 1500 л.с. По началу военные
отдавали препочтение дизелю, но в конце 70-х их симпатии сместились в сторону
ГТД. Согласно первоначальному техническому заданию, танк должен был удерживать
115-мм бронебойный снаряд с расстояния 800 м, цена должна была быть 400 тыс. долларов
в ценах 1972-го (по сравнению с 339 тыс. для M60А1 и 611 тыс. для XM803), а
масса — 45 тонн. Вскоре стало ясно, что с этими ограничениями не удасться
обеспечить требуемую защиту, поэтому лимит был повышен до 500 тыс. долларов и
55 тонн соответственно.
В мае 1973-го компании Крайслер и Дженерал Моторс дали свои конкурсные
заявки и 28-го июня того же года с компаниями был заключен контракт на постройку
прототипов для совместных испытаний. В начале июля представители Дженерал
Моторс и Крайслер посетили Англию для знакомства с разработкой композитной
брони Чобхем. В результате визита обе фирмы внесли изменения в свои проекты, с
целью адаптации новой брони. Еще одно существенное изменение в проекте стало
результатом опыта, полученного в ходе израильско-арабской войны 1973-го. Было решено
отказаться от 25-30 мм
спаренной автоматической пушки «Бушмастер» в пользу 7,62 мм пулемета, а
освободившийся объем использовать для увеличения боекомплекта основного орудия.
Прототип Дженерал Моторс имел шестикатковую ходовую часть. Двое передних и
один задний каток оснащались гидропневматической подвеской, остальные —
торсионной. В качастве двигателя был выбран дизель AVCR-1360 (развитие
AVCR-1100). Место водителя находилось передней левой части корпуса, справа от
него размещалась боеукладка. Дополнительная боеукладка размещалась в нише башни
и была оснащена броневой перегородкой и вышибными панелями. Прототип Крайслера
оснащен семикатковой ходовой частью с торсионной подвеской. Силовая установка —
ГТД AGT-1500. Водитель был размещен строго по продольной оси, с обоих сторон от
него размещались топливные баки. Основная боеукладка была в нише башни, так же
за броневой перегородкой и с вышибными панелями.
Совместные испытания проходили с 31-го января по 7 мая 1976-го. Выяснилось,
что оба танка соответствовали требованиям для нового танка. С сентября по
декабрь 1976-го в США так же проходили испытания Леопарда 2 AV, оснащенного
105-мм пушкой. Немецкий танк показал хорошие ходовые качества, надежность и
точность стрельбы. Однако он был дороже и несколько уступал американскому танку
в броневой защите и размещению боеукладки. Поэтому было решено не принимать его
на вооружение.
После окончания испытаний был объявлен конкурс на постройку 462 танков
(установочной партии из 110 танков в первый год и 352 серийных танка во
второй). Дженерал Моторс предложила более низкую цену (208 млн. долларов против
221 млн. у Крайслера), однако эта цена базировалась на дизельном двигателе,
тогда как армия предпочитала ГТД. Дженерал Моторс было предписано разработать
вариант с ГТД, а Крайслеру — с дизелем, так же было предписано подготовить
танки для легкой замены на 120-мм орудие в будущем. Крайслер внес
дополнительные изменения в проект, повысившие шанс на успех: улучшил
конфигурацию композитной брони, оснастил специальной броней так же и маску
орудия. В целях снижения цены командир был оснащен отводом от прицела наводчика
вместо независимого прицела (упрощенный прицел наводчика).
12 ноября 1976-го было объявлено о выигрыше варианта Крайслера с ГТД. Им
удалось снизить цену контракта до 196 млн. долларов. В то же время как цена
Дженерал Моторсовского контракта после установки ГТД возросла до 232 млн
(дизельные варианты обоих фирм после внесенных изменений стоили соответсвенно
174 и 186 млн). Т.о. окончательный вариант танка стоил 422 тыс. долларов за
еденицу против 432 тыс. за M60А3 (все цены в долларах 1972-го).
Для испытаний второго этапа (технические DT-II и войсковые ОТ-II испытания)
фирма Крайслер изготовила 11 опытных образцов танка ХМ1 с внесенными
изменениями. Испытания DT-II проводились с февраля 1978 по сентябрь 1979 г., ОТ-II — с апреля 1978 г. по февраль 1979 г. Еще до завершения
второго этапа в мае 1978 г.
Пентагон утвердил постройку установочной партии из 110 танков, предназначенных
для участия в испытаниях третьего этапа и для обучения личного состава танковых
подразделений. Первые два из этих танков были переданы на специальной церемонии
28 февраля 1980-го. Тогда же танк получил название «Абрамс» в честь генерала
Вьетнамской войны Крейтона Абрамса. Третий этап испытаний технических и
войсковых испытаний проходил соответсвенно с марта 1980 по сентябрь 1981-го
(DT-III) и с сентября 1980 по май 1981-го (ОТ-III). 17 февраля 1981-го танк под
обозначением «105-мм пушечный гусеничный танк М1» был принят на вооружение
армии США.
Конструкция танка M1 Abrams
Опытные танки, предназначенные для испытаний второго этапа,
значительно отличались от ХМ1: кресло механика-водителя было установлено по оси
корпуса танка, а не слева от нее, башня имела совершенно другую форму с более
простыми очертаниями.
Именно эти танки стали непосредственными предшественниками "Абрамса”. Корпус
танка представляет собой сварную конструкцию с большим углом наклона верхнего
лобового бронелиста. В передней части корпуса находится отделение управления
объемом 2,5 м
куб.
Регулируемое по высоте сиденье механика-водителя с мягкой обивкой,
подголовником и поясничной опорой расположено по оси танка. В боевом положении,
при закрытом люке механик-водитель занимает положение полулежа с приподнятыми
относительно сиденья ногами.
Управление движением танка осуществляется с помощью Т-образной рулевой колонки
мотоциклетного типа и педали тормоза. Все необходимые органы управления
сгруппированы на рулевой колонке: переключатель передач заднего и переднего
хода, регулятор подачи топлива. Доступ механика-водителя к своему рабочему
месту осуществляется только через люк в верхнем лобовом бронелисте (аварийный
люк в днище корпуса отсутствует) при развернутой стволом назад башне.
В крышке люка монтируется три неподвижных перископических прибора наблюдения.
Боевое отделение объемом 10,4
м куб включает среднюю часть корпуса и башню кругового
вращения. В башне расположено основное и вспомогательное вооружение —
стабилизированная в двух плоскостях 105-мм нарезная пушка М68Е1 и спаренный с
ней пулемет М240 (лицензионный вариант бельгийского MAG-58) калибра 7,62 мм.
Углы наведения орудия в вертикальной плоскости — от -9° до +20°. На
командирской башенке смонтирован зенитный пулемет Браунинг М2 калибра 12,7 мм (углы наведения в
вертикальной плоскости от -10° до +65°), а перед люком заряжающего — еще один
MAG-58. Дистанционного управления башенные пулеметы не имеют, стрельба из них
возможна только "вручную” при открытых люках. Боекомплект к пулеметам состоит
из 11.400 (на серийных танках боекомплект уменьшен до 9.800 патронов) патронов
винтовочного калибра и 1000 12,7-мм патронов. На бортах башни установлены 66-мм
шестиствольные гранатометы для стрельбы дымовыми гранатами, дальность стрельбы
— 30 м,
боекомплект — 12 гранат.
В качестве личного оружия экипажа используются 5,56-мм винтовки М-16А1 и ручной
40-мм гранатомет; боекомплект — 210 патронов к винтовкам и 18 гранат. Справа от
орудия находятся места командира и наводчика, слева — вращающееся сиденье
заряжающего. Сиденье командира танка имеет два
положения — опущенное, "по боевому”. и поднятое, "по походному” — с открытым
верхним люком. В изолированном отсеке значительной по размерам кормовой нише
башни размещена основная часть боекомплекта к пушке (44 унитарных выстрела из
55. остальные выстрелы хранятся в бронированных контейнерах в корпусе танка и
на полике башни перед заряжающим). В боекомплект пушки входят выстрелы с
бронебойными подкалиберными оперенными снарядами с отделяющимся поддоном М735
(сердечник из вольфрама). М774 и М883 (сердечники из обедненного урана),
снарядами с готовыми стреловидными поражающими элементами М494, кумулятивными
М456 и дымовыми М416 снарядами. а также учебные выстрелы М737. Фирма Крайслер
при разработке танка Ml отказалась от системы управления огнем опытного ХМ-803,
в которой использовались комбинированные прицел наводчика и панорамный прицел
командира, оба с независмой стабилизацией линии прицеливания. Такая СУО
представялась чрезмерно дорогой (43% от общей стоимости машины) и сложной.
Фирма Крайслер поставила задачу добиться на танке M1 близкой к ХМ-803 точности
стрельбы и при этом втиснуть цену приборов управления огнем в 23% от стоимости
всей машины. Разработкой СУО занималась фирма Хьюз Эйркрафт. Детальному анализу
с точки зрения критерия стоимость-эффективность пришлось подвергнуть все
элементы СУО. Исследования показали, что на долю абсолютно необходимой системы
ночного видения приходится примерно 1/5 всей суммы, следовательно — не
получается в рамках определенной стоимости всей СУО сделать двухплоскостную
независимую стабилизацию линии визирования основного прицела наводчика.
В то же время, наибольший вклад в повышение точности стрельбы вносит
независимая стабилизация оптической оси прицела в вертикальной плоскости (в три
раза выше, чем при стабилизации линии прицеливания только по горизонту), к тому
же стабилизировать ось по углу места проще и дешевле, чем по азимуту. Поэтому
пришлось пойти на компромисс— оптическая ось основного монокулярного прицела
наводчика GPS (Gunner periscop sight — перископический прицел наводчика) имеет
независимую стабилизацию только по углу места, по азимуту — прицел
стабилизируется вместе с пушкой. Прицел наводчика имеет оптическую головку с 3-
и 10-кратным увеличением. в него встроен тепловизионный канал ночного видения и
лазерный дальномер. Прицел установлен на крыше башни под бронеколпаком и в
нерабочем положении закрывается стальной заслонкой, открываемой из башни.
Тепловизионная система представляет собой дальнейшее развитие аналогичной
системы пассивного типа, устанавливаемой на танке М60А1. ИК система и лазерный
дальномер разработаны фирмой Хьюз Эйркрафт. Тепловизиор обеспечивает
дальность видения в темное время суток до 2000 м, лазерный дальномер
дает возможность определять дальность до цели как с места, так и с движения на
дистанциях от 200 до 8000 м.
Прицел имеет окулярный отвод для командира. С пушкой прицел связан в вертикальной
плоскости посредством синхронной электрической следящей системы. Стрельбу из
орудия может вести как наводчик, так и командир. В качестве вспомогательных
используются монокулярные нестабилизированные прицелы фирмы Кол-морген; М919 с
3- кратным увеличением — у
командира и М920 с 8-кратным увеличением — у наводчика. Прицел М919 установлен
во вращающейся крышке люка башни и связан с крупнокалиберным пулеметом
параллелограмным механизмом. Параметры баллистического вычислителя также
подверглись серьезному анализу с целью его возможного упрощения. Вместо более
дорогого аналогового в СУО танка М1 используется цифровой вычислитель ХМ21.
Автоматически в вычислитель вводятся данные от датчика ветра, лазерного
дальномера, датчиков скорости цели и крена цапф орудия. Тип снаряда, данные об
износе канала ствола, атмосферном давлении, температуре заряда и поправки на
ошибки выверки прицела вводятся в вычислитель вручную. Орудие и спаренный с ним
пулемет стабилизированы в двух плоскостях. Приводы стабилизации орудия и башни
электрогидравлические фирмы Кадиллак Гейдж.
Скорость разворота башни — 23 град./с, наведения орудия — 6,3 град/с. Для
наблюдения за местностью на рабочем месте командира в командирской башенке
установлено шесть призматических приборов наблюдения, у заряжающего —
призматический прибор, закрепленный на вращающейся опоре.
Моторно-трансмиссионное отделение объемом 6,8 м куб занимает кормовую часть корпуса, оно
отделено от боевого отделения герметичной противопожарной перегородкой. Верхняя
часть корпуса над МТО имеет характерную приподнятость.
Установленный продольно газотурбинный двигатель Авко Лайкоминг AGT-1500
выполнен в едином блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией Аллисон
Х-1100-3. ГТД AGT-1500 представляет собой трехвальный двигатель с двухкаскадным
компрессором, индивидуальной камерой сгорания, двухступенчатой свободной
силовой турбиной с регулируемым сопловым аппаратом первой ступени и
стационарным кольцевым пластинчатым теплообменником. Воздух в турбину
засасывается через
двухступенчатый воздухоочиститель. В ГТД используется гидромеханический
регулятор подачи топлива с электронной системой управления. Двигатель
запускается от электростартера, который через привод коробки агрегатов
раскручивает ротор турбокомпрессора второго каскада. Максимальная температура
газа в турбине—1193°С, частота вращения выходного вала — 3000 об/ мин. Масса
двигателя — 1122 кг.
ГТД обеспечивает танку M1 разгон с места до скорости 30 км/ч за 6 с. Во многом
именно использование турбины, а не дизеля обеспечило танку фирмы Крайслер
победу над конкурентом. Выбор турбинного ХМ1 является, отчасти, реверансом в
сторону новейшего тогда советского "реактивного” танка Т-80, хотя как показало
время, точка в споре между дизелем и турбиной до сих пор так и не поставлена.
Каждый
тип силовой установки имеет свои преимущества и недостатки, которые весьма
сильно зависят от театра военных действий. Неслучайно, из-за склонности
танковых турбин к перегреву в условиях жаркого климата и их чувствительности к
попаданию посторонних частиц (песка, пыли), Т-80 так и не использовались в
Афганистане, а надежность "Абрамсов” в ходе "Бури в Пустыне” вызвала массу
нареканий.
Автоматическая двухпоточная гидромеханическая трансмиссия X-1100-3 обеспечивает
три передачи переднего хода, две — заднего и нейтраль. В состав трансмиссии
входят гидротрансформатор с блокировочным фрикционом, 4—скоростная
автоматическая коробка передач, рабочие и остановочные тормоза и бесступенчатый
механизм поворота с двойным дифференциалом и гидрообъемной передачей. Масса
трансмиссии — 1960 кг.
Для снижения температуры масла двигателя и трансмиссии используется система
охлаждения вентиляторного типа. Затраты мощности на систему охлаждения при
температуре окружающего воздуха +15°С составляют 50 л. с.
Имеется оборудование для преодоления водных преград глубиной до 2,36 м по дну. При установке
оборудования (два воздухопитающих патрубка с левой стороны корпуса и выпускная
труба на корме) ограничен угол поворота башни вправо. Бесконтактный синхронный
генератор переменного тока имеет привод от двигателя и обеспечивает работу
электрических и электронных систем танка. Мощность генератора — 20 кВт, масса —
24,6 кг.
Кроме генератора имеется шесть аккумуляторных батарей емкостью 300 А.ч.
Топливо хранится в шести баках суммарной емкостью 1907 л. Два передних и два
кормовых бака изготовлены из полиэтилена, в передней части надгусеничных полок,
между основным бортом и наружным экраном, расположены два металлических бака.
Ходовая часть состоит из семи двускатных обрезиненных опорных катков на борт,
двух пар поддерживающих гусеницы роликов, двух направляющих колес
(унифицированы с опорными катками), двух ведущих колес и гусениц с
резино-металлическими шарнирами. Диски опорных катков изготовлены из
алюминиевого сплава, ступицы — стальные; диаметр катков — 635 мм. Подвеска катков
индивидуальная торсионная, на первом, втором и седьмом опорных катках
установлены лопастные гидроамортизаторы. Полный ход катков — 581 мм.
С целью повышения стойкости подвески к детонации противотанковых мин посадочные
места четырех передних опорных катков и торсионных валов усилены и образуют
коробчатую конструкцию, способную противостоять нагрузкам на изгиб.
Направляющие колеса имеют гидравлический кривошипный механизм натяжения
гусениц. Гусеницы имеют обрезиненные беговые дорожки и съемные резиновые
подушки, предусмотрена возможность установки грунтозацепов. В
едущие колеса — двурядные со съемными венцами, число зубьев венца — 11. Ресурс
ходовой части — 2-8 тыс. км. Нижняя граница ресурса определяется ресурсом
траков гусениц. Ресурс 8.000
км достигается сменой четырех комплектов съемных
асфальтоходных подушек, ресурс зубьев венцов ведущих колес составляет 5-6 тыс.
км. Выбор в пользу семиопорной ходовой части сделан на основе анализа опыта эксплуатации
танков М60 с шестью опорными катками и «Леопарда-1» с семью катками.
Выяснилось, что ходовая часть германской машины имеет большую долговечность
вследствие меньших удельных нагрузок на каждый каток, кроме того, использование
семи катков вместо шести позволяет уменьшить их диаметр и снизить высоту танка
в целом. Выигрыш от использования семиопорной ходовой части значительно
превышает возможную экономию в массе в случае установки шести катков на один
борт (применительно к М1 переход на шесть катков позволил бы сэкономить всего 280 кг).
На танке установлена радиостанция У KB диапазона AN/VRC-12, в состав которой
входят приемопередатчик RT-246, радиоприемник командира R-442, громкоговоритель
LS-445 и командирский пульт дистанционного управления С-2742. Диапазон частот
радиостанции — 30—76 МГц, дальность связи — 25-30 км. Для внутренней связи
используется танковое переговорное устройство AN/VIC-1, к которому можно
подключать внешнюю телефонную линию. Танк оборудован системой защиты от оружия
массового поражения с ручным включением, обеспечивающей подачу очищенного
фильтро-вентиляционной установкой воздуха к индивидуальным дыхательным маскам
членов экипажа. В состав специального оборудования входят приборы радиационной
и химической разведки. Большое внимание при создании танка Ml уделялось резкому
увеличению его защищенности по сравнению с предшествующими машинами ( M60 ).
Задача эта решалась комплексно: за счет снижения заметности танка, увеличения
толщины брони, использования бронирования нового типа, уменьшения зон
бронирования, ослабленных вырезами и рациональной внутренней компоновке машины.
Снижению заметности способствует низкий силуэт танка и специальная окраска с
текстурой, обладающеи лучшей маскировочной способностью по сравнению с
покрытием танков M60 . Корпус и башня танка цельносварные, без использования
крупных литых
деталей. Корпус сваривается из пяти крупногабаритных элементов. В передней
части корпуса имеются узлы навески бульдозерного отвала, каткового и плугового
минных тралов.
Башня состоит из наружной (лицевой) и внутренней (тыльной) оболочек из броневой
стали, соединенных поперечными ребрами жесткости, между которыми заложены
пакеты — наполнители из стальных и неметаллических материалов. Ходовая часть
прикрыта секционированными экранами (семь секций на борт) с разнесенным
бронированием, между которым находится наполнитель. Экраны крепятся к корпусу
на кронштейнах с помощью шарниров, между собой секции соединяются
шарнирно-петлевым соединением. Наиболее массивные передние секции крепятся к
корпусу жестко, на болтах.
Толщина каждой секции (кроме передней) составляет примерно 70 мм, общая масса экранов
обоих бортов — 1,5 т. С целью повышения противоминной стойкости усилено
бронирование передней части днища корпуса до 30-32 мм, в то время как толщина
нижнего листа корпуса в кормовой части составляет 12,5 мм. Дифференция
бронелистов по толщине применяется по всему танку на основе статистики
распределения попаданий: толщина верхнего бронелис-та корпуса изменяется от 50 мм в нижней части до 125 мм вблизи барбета башни,
толщина брони, прикрывающей МТО варьируется от 25 до 32,5 мм, башни — от 25 до 125 мм, бортов корпуса — от
45 до 60 мм.
В целом на бронезащиту приходится примерно 56% всей массы танка. Броня
выполнена на основе английской композиционной брони «Чобхэм». К числу
конструктивных мероприятий по увеличению живучести танка, напрямую не связанных
с ростом толщины брони, относятся: уменьшение высоты силуэта танка в целом (на 0,9 м по сравнению с М60);
уменьшение высоты командирской башенки и основания
под люк заряжающего; установка верхнего бронелиста с большим углом наклона;
размещение приборов СУО не в вырезах башни, а на ее крыше; размещение
спаренного с пушкой пулемета над вспомогательным прицелом наводчика позволило
уменьшить размеры маски орудия; совмещение фронтальных проекций нескольких
ослабленных зон в одну (например, совмещение проекций основного прицела
наводчика и командирской башенки), площадь ослабленных зон по сравнению с
танком М60 удалось снизить примерно в три раза (с 21,2% площади фронтальной
проекции до 7,85%);
дополнительная защита ключевых элементов танка второстепенными узлами;
использование в качестве дополнительной защиты топливных баков (сиденье
механика-водителя установлено между двух бронированных протектированных
топливных баков, сами баки для предупреждения возгорания заполнены
пенополиуританом); изоляция членов экипажа от возможной детонации боекомплекта
за счет размещения большей его части в кормовой нише башни, изолированной от
боевого отделения раздвижными бронезаслонками, кроме того, в крыше башни над
боекомплектом установлены три специальные вышибные пластины,
направляющиевзрывную волну при взрыве боекомплекта наружу.
Автоматическая быстродействующая система противопожарного оборудования состоит
из двух подсистем, установленных в моторно-трансмиссионном и боевом отделении.
В состав системы входят датчики возгорания, блок управления и баллоны с
огнегасящим составом «Хэлон-1301». Время реакции системы на возгорание не
превышает 150 мс. При оценке ремонтопригодности танка M1 конструкторы исходили
из постулата, что на 1 час эксплуатации машины должно затрачиваться не более 1
часа технического обслуживания. Для удовлетворения этого требования. по
сравнению с предшествующими образцами американской бронетехники, на Ml улучшен
доступ к главным узлам и агрегатам, предусмотрено быстрое отключение топливной
электро- и гидросистем, многие приборы и агрегаты имеют модульную конструкцию а
двигатель и трансмиссия установлены в едином съемном блоке: 65% регламентных
операции по обслуживанию двигателя выполняются за 30 мин. в то время как на
танке M60А1 — за 4 ч. Для обслуживания и ремонта Ml требуется набор
инструментов из 92 наименований. для ТЭО M60А1 — 210 инструментов.
М1А1
Работы по модернизации, а если называть вещи своими именами
— по доводке, танка Ml проводились в 1982-1984 гг.. результатом этих усилий
стало появление варианта М1А1. В том. что новейший танк с ходу пришлось
дорабатывать, во многом виновата практиковавшаяся в 70-е годы в США система планирования
«от конца», когда исходным пунктом для составления планов НИОКР является
необходимое количество
построенных изделий к заданному сроку. В 1976 г. был определен срок начала серийного
производства перспективных танков — 1980 г. Многие специалисты считали, что за
четыре года невозможно довести до требуемого уровня надежности сложную машину —
достаточно вспомнить упоминавшиеся выше отчеты GAO, а это не единственные
критические отзывы на программу ХМ1.
Уровень надежности узлов и систем «Абрамса» стал отвечать требуемому только в
1984г.>, после значительных усилий на доводку. затраченных уже в ходе
серийного производства. Как говорилось
выше. в «Абрамсе» имелось две крайне спорных вещи — двигатель и пушка. Турбина
осталось, а вот насчет орудия возобладало здравое мнение — его надо менять,
менять на германскую 120-мм гладкоствольную пушку, установку которой отработали
на опытном Ml.
Именно 120-мм пушка является ключевым отличием варианта М1А1 от «Абрамсов»
более ранних выпусков. В США немецкое орудие несколько переработали, изменив
конструкцию люльки и казенника. Серийное производство пушек под обозначением
М256 было налажено на Уотервлитском арсенале.
Боекомплект к пушке из-за большего размера боеприпасов уменьшен до 40
выстрелов, 34 из них размещаются в кормовой нише. Боеприпасы -унитарные со
сгорающей гильзой и стальным поддоном. В состав боекомплекта входят бронебойные
подкалиберные боеприпасы М827 с вольфрамовым
сердечником и М829 с сердечником из обедненного урана. Возможно также
использование штатных германских боеприпасов — оперенных бронебойных
подкалиберных и многоцелевых кумулятивно-осколочных снарядов. Стоит отметить,
что на сравнительных испытаниях в США «Леопард-2» критиковался за недостаточное
количество боеприпасов к 120-мм пушке — 42 выстрела, а на М1А1 янки
удовлетворились 40. Уменьшен и боезапас к спаренному пулемету — с 4800 до 2800
патронов. В связи с изменением баллистики основного вооружения необходимые
изменения были внесены в вычислитель системы управления огнем; введен счетчик
расхода боеприпасов, работающий от датчика, учитывающего откаты пушки.
По расчетным оценкам дальность действительного огня при стрельбе с ходу для
бронебойных боеприпасов 120-мм пушки составляет 1,9—2 км и 1,7—1,8 км для
кумулятивных боеприпасов; при ведении огня с места дальность увеличивается
соответственно до 2,6—2,8 и 2—2,2 км. Время подготовки первого выстрела при
стрельбе с ходу составляет: наводчиком — 15, а командиром — 17с. При ведении
огня с места время уменьшается до 9—10 и 11—12 с соответственно.
Помимо повышения огневой мощи при модернизации важное место отводилось усилению
бронезащиты. Усиление защиты привело к росту массы танка на 0,9 т, при этом
защита лобовой проекции башни была доведена до 500—550 мм эквивалентной толщины
стального бронелиста при попадании бронебойных снарядов и 650—700 мм — при
попадании кумулятивных снарядов, бортов башни — до 430—470 мм и 550—600 мм,
соответственно. Эффективность бронезащиты башни повышена за счет использования
наполнителя, содержащего обедненный уран. Выпуск танков с урановой броней начат
в 1988 г.,
эти танки обозначаются М1А1НА (НА — Heavy Armor — усиленная броня).
В основном такая броня предназначена против кумулятивных боевых частей ПТУР. К
настоящему времени бронепробиваемость современных 120...125-мм БПС достигла 600 мм и более, а БЧ ПТУР — 1200 мм. По этой причине
при создании защиты от мощных кумулятивных средств приходится использовать все
технические новинки включая и способ с использованием обедненного урана.
Спрашивается, какая же роль урановых пластин? Благодаря высокой плотности (в
2,5 раза больше, чем у стали) эти пластины при предельно малой толщине
обеспечивают "взрывной” характер разрушения элементов кумулятивной струи.
В рекламных проспектах на турбину AGT-1500 смело утверждалось, что возможен ее
запуск при температуре окружающего воздуха -60°С. Может быть и возможен, но
только не на танке "Абрамс”.
Опыт эксплуатации танков М1 отнюдь не в Антарктиде показал, что уже при -32°С
запуск ГТД считается рискованным — если с первого раза турбина не запустилась,
то на второй уже не хватает емкости аккумуляторных батарей. Температура -43°С
является критической — запуск возможен только при заряженных до номинала
батареях, предварительно хранившихся в теплом.
Учитывая сложности запуска турбины в холодную погоду, на М1А1 установлен
вспомогательный энергоагрегат — малогабаритный дизель-генератор,
предназначенный для выработки электроэнергии
для подогрева батарей и питания электроаппаратуры танка при выключенной
основной турбине. Дизель устанавливался далеко не на все танки. Поскольку
изначально место в МТО не выделялось, энергоагрегат разместили в бронированном
ящике, который весьма коряво навешивается непосредственно на кормовой бронелист
корпуса.
Танк М1А1 оснащен новой фильтро-вентиляционной установкой с автоматическим
включением, которая создает избыточное давление в танке (коллективная защита
экипажа от ОМП) и обеспечивает подвод очищенного воздуха к индивидуальным
маскам членов экипажа, раннее "Абрамсы” имели только
индивидуальную систему защиты от ОМП. Система коллективной защиты работает
только при включенной турбине и всех закрытых люках танка. Система наддува
внутреннего объема танка включается не только при радиологическом или
химическом заражении, но и при стрельбе из спаренного с пушкой пулемета, в этом
случае ФВУ удаляет из боевого отделения пороховые газы.
Установка дополнительной бронезащиты, более тяжелой пушки и новой ФВУ привело к
увеличению массы танка на 2,6 т. В результате пришлось усилить трансмиссию,
бортовые передачи и ходовую часть, а также установить более мощные приводы
наведения орудия и разворота башни. В конструкцию трансмиссии внесены изменения
по результатам эксплуатации танков Ml. Увеличено с 21 до 24МПа давление рабочей
жидкости в гидроамортизаторах опорных катков. Новый комплект ОПВТ позволяет
танку преодолевать водные препятствия глубиной до 4 м. Он устанавливался только
на так называемые "единые” М1А1, адаптированные под требов
Модификации:M1 (1980) - базовая модель. 105-мм нарезная пушка, боекомплект 55 снарядов.IPM1 (1984) - усилено лобовое бронирование корпуса и башни(уровень
M1A1), модернизированна подвеска и трансмиссия, введен электроспуск ЗПУ.M1A1 (1985) - 120-мм гладкоствольная пушка, боекомплект 40
снарядов, новая коллективная система защиты от ОМП со встроеным
кондиционером.M1A1HA (1988) - усилено бронирование башни(применена броня с обедненным ураном).M1A1HC(1990) - доработки в соответствии с требованиями КМП, боекомплект увеличен до 42 артиллерийских выстрелов.М1А1НА+ (1991)- аналогичен M1A1HC, но усилено бронирование лба башни.М1А1D (2000) - боевая информационно-управляющая система FBCB2.M1A1AIM - модернизация раннее построенных танков. Тепловизор
второго поколения для наводчика, безопасный для глаз лазерный
дальномер, тепловизионный прибор наблюдения для механика-водителя,
система управления войсками FBCB2, телефон для связи с пехотой.M1A2 (1992) - независимый тепловизионный панорамный прицел
командира, новый прицел наводчика со стабилизацией в двух плоскостях и
безопасным для глаз дальномером, новая командирская башенка с 8
перископами (вместо 6), тепловизионный прибор наблюдения для
механика-водителя, боевая информационно-управляющая система IVIS.
Усиленное бронирование. Боекомплект 42 выстрела к орудию.M1A2SEP (2000) - в прицелы командира и наводчика введены
тепловизионные камеры 2го поколения (технология SADA II), установлена
система управления войсками FBCB2. Усилено бронирование. Введен
кондиционер. Тактико-технические характеристики
Подвижность (набор
скорости от 0 до 32 км/ч), с |
6 |
Скорость . км/ч : максимальная
по шоссе
по пересеченной местности |
72
48,3 |
Преодоление препятствий,
м: вертикальная стена
противотанковый ров |
1,07
2,74 |
Запас хода, км |
465 |
Мощность двигателя, л. с. |
1500 |
Габариты, м: длина
ширина
высота ( по верху башни ) |
9,8
3,65
2,44 |
Давление на грунт, кг/см2 |
0,96 |
Боевая масса, т |
М1А1 — 57,15т; М1А2 — 61,3 т |
Калибр вооружений, мм: гладкоствольной
пушки
командирско |
|