Авторские права |
Информация о авторских правах
Вся информация предоставляется в информационных целях. Если Вы считаете, что мы нарушаем Ваши авторские права, то информация будет снята с сайта после Вашего письменного уведомления.
Содержимое сайта публикуется на условиях CreativeCommons Attribution-ShareAlike 3.0 или более поздней версии, программные коды в тексте статей — на условиях GNU GPL v2 или более поздней версии. |
На развитие сайта |
|
|
Leopard 2 (Германия). Часть 2
леопард 2
К первой части
"Леопард-2А"
Поскольку программа "единого" танка в очередной раз с треском провалилось, министерству обороны ФРГ в 1977 г. ничего не оставалось, как разместить заказ на производство 1800 танков "Леопард-2" только для бундесвера. Установочная партия из 30 машин выпускалась с октября 1979 г. на заводе фирмы Краусс-Маффей в Мюнхене; с 1980 г. танки начали изготавливать на заводе фирмы МаК (Крупп МаК Машиненбау) в Киле. Первый серийный танк "Леопард-2" был передан бундесверу 25 октября 1979 г. К концу 1981 г. темп выпуска танков достиг 20 машин в месяц, а максимальный темп выпуска для обоих заводов составил 25 танков в месяц (для сравнения: один Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле в 80-е годы выпускал по 40-50 танков ежемесячно). В середине 1987 г. программа серийного производства танков для нужд бундесвера была завершена; 990 машин были собраны в Мюнхене, 810 - в Киле. В 1988-1990 гг. было дополнительно построено 250 танков "Леопард-2" для бундесвера.
В изготовлении танков "Леопард-2" принимало участие более 1500 фирм; генеральным подрядчиком являлась фирма Краусс-Маффей, отвечавшая за поставку танков, запасных частей, документации, тренажеров, техническое обслуживание и ремонт. Двигатели изготавливались на заводе фирмы MTU в Фридрихсгафене, трансмиссия - на заводе фирмы Ренк в Аугсбурге и т.д.
Хотя первый "Леопард-2" официально был передан бундесверу 25 октября 1979 г., повседневная эксплуатация этих машин строевыми подразделениями началась в 1982 г.
Танки "Леопард-2" для бундесвера выпускались восьмью партиями в четырех модификациях "Леопард-2", "Леопард-2А1/АЗ/А4". Танки первой партии "Леопард-2" строились с октября 1979 г. по март 1982 г. (поставлено 380 танков). Первая партия танков "Леопард-2А1" - 450 машин, строились с марта 1982 г. по ноябрь 1983 г., вторая - 300 танков - с ноября 1983 г. по ноябрь 1984 г. 300 танков "Леопард-2АЗ" было построено с ноября 1984 г. по март 1987 г. 370 танков "Леопард-2А4" было построено с декабря 1985 г. по март 1987 г., в 1988 г. было изготовлено еще 108 машин этой модификации, 108 - в 1989 г. и 34 таких танка в 1990 г. и еще 55 - до 1992 г. В дополнение к первоначальному заказу на 1800 танков, бундесвер заказал еще 325 машин, часть из которых предназначалась для восполнения танков "Леопард -1", снятых с вооружения и проданных в Турцию.
Внутренний объем танка "Леопард-2" составляет 19, 4 м3, из них 2, 3 м3 приходится на отделение управления, 10, 1 м3 на боевое отделение и 6, 9 м3 на МТО. Ходовая часть, отделения управления и моторно-трансмиссионное, а также силовой блок танка "Леопард-2" без существенных изменений позаимствованы у танков "Леопард-2" и "Леопард-2АV". За счет установки двух дополнительных аккумуляторов (восемь вместо шести на предыдущих моделях) до 500 А. ч. возросла суммарная емкость батареи. Для защиты бортов корпуса установлены новые экраны, передняя часть которых (прикрывающая отделение управления) изготовлена из разнесенной многослойной брони. Передние секции экранов имеют толщину 110-120 мм и для уменьшения ширины корпуса при перевозках танка, а также для осмотра и технического обслуживания ходовой части, могут откидываться вверх на специальных кронштейнах. Несколько изменилось расположение смотровых приборов механика-водителя, два неподвижных прибора установили в крышке люка, один - в корпусе перед люком. Центральный прибор, имеющий увеличенное поле зрения, может заменяться подсветочным прибором ночного видения PERI D53 (подсветка осуществляется от фар, установленных на верхнем лобовом листе корпуса). Суммарное поле зрения трех наблюдательных приборов 140°. Сам люк имеет измененную по сравнению с люком водителя танка "Леопард-2К" форму.
На корпусе танка установлена трехместная сварная башня. Конструкция башни аналогична башне прототипа № 20. В башне установлена 120-мм гладкоствольная пушка Rh-120. Соединение ствола пушки с казенником выполнено быстроразъемным с помощью секторной резьбы. Затвор - вертикальный, клиновой. Монтаж и демонтаж пушки осуществляется через амбразуру, без снятия башни с танка. Центр тяжести качающейся части орудия находится в районе оси цапф. На пушке смонтировано два симметрично расположенных тормоза отката. С целью исключения значительных нагрузок при выстреле на конструкцию башни и, в особенности, на элементы системы управления огнем, максимальная сила сопротивления откату оставлена на уровне танка "Леопард-1" и не превышает 69 тс, в то время как длина отката увеличена с 300 до 340 мм. Благодаря значительной массе орудия вместе с бронемаской (4290 кг) и отсутствию динамического плеча, влияние выстрела на ухудшение точности стрельбы сведено к минимуму. Ствол пушки имеет выполненный из стеклопластика теплозащитный кожух; ближе к казенной части ствола установлен эжектор для удаления пороховых газов, эксцентричная установка эжектора не уменьшает угла снижения пушки. Внутренняя поверхность ствола хромированная, живучесть ствола рассчитана на 500 выстрелов.
Для пушки Rh-120 разработано два типа унитарных выстрелов со сгорающей гильзой и металлическим поддоном: бронебойный подкалиберный снаряд ДМ23 (масса 18, 6 кг, сердечник из вольфрамового сплава) и кумулятивно-осколочный ДМ 12 (масса 23, 2 кг). В 1987 г. на вооружение был принят бронебойный подкалиберный снаряд ДМЗЗ. После выстрела эк-страктируемые поддоны гильз попадают в закрепленный на пушке гильзосборник. Для удаления поддонов и загрузки боекомплекта используется люк в левом борту башни. Заряжение пушки производится вручную. Боекомплект составляет 42 выстрела. Часть боекомплекта (15 выстрелов) размещена в удобной для доступа укладке в левой части кормовой ниши башни за бронированной перегородкой. Время на цикл заряжения из этой укладки составляет шесть секунд. Остальная часть боекомплекта (27 выстрелов) находится в укладке, размещенной в отделении управления, слева от места водителя.
Высота башни от вращающегося полика до крыши составляет 1650 мм - величина, минимально допустимая для обеспечения нормальных условиях работы заряжающего стоя. Место наводчика расположено впереди справа от пушки, место командира - сзади и несколько выше, заряжающий находится слева от орудия.
Система управления огнем разработана фирмой "Крупп Атлас - Электроник" на базе аналогичной системы фирмы Хьюз, созданной для танка ХМ-1. СУО позволяет экипажу обнаруживать и распознавать цели, вести по стрельбу днем и ночью, с места и с движения. В систему входят лазерный прицел-дальномер наводчика EMES-15, панорамный перископический прицел-прибор наблюдения командира PERI-R17, вспомогательный телескопический прицел наводчика FERO-Z 18, двухплоскостной стабилизатор вооружения с электрогидравлическим приводом WHA-H22, аналоговый электронный баллистический вычислитель, электрическая система синхронной связи прицелов с пушкой, система встроенного контроля функционирования СУО и система выверки прицела-дальномера. Система управления оружия позволяют вести огонь из пушки и командиру, и наводчику, причем действия командира по наведению орудия являются приоритетными.
Основной прицел наводчика с встроенным лазерным дальномером имеет независимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях; в одном блоке с ним установлена пассивная тепловизионная система, предназначенная для работы ночью и в условиях низкой освещенности. На первых 200 танках "Леопард-2" для ведения боевых действий в темное время суток устанавливалась телевизионная система PZB-200, передающая камера этой системы монтировалась на маске пушки, а видеоконтрольные устройства на рабочих местах командира и наводчика. Впоследствии, с запуском в серийное производство прицелов с тепловизорами ими были оснащены и первые танки, получившие после их установки обозначение "Леопард-2А2". Оптический канал прицела имеет 12-кратное увеличение. Прицел-дальномер не имеет механической связи с пушкой. Лазерный дальномер обеспечивает возможность одновременного определения дальности до двух целей, находящихся в створе луча дальномера, с точностью до+ -10 м в диапазоне дальностей от 200 до 10000 км. Для защиты глаз наводчика от лазерного излучения в оптическом канале установлен светофильтр. Кроме того, имеется шторка для защиты глаз от вспышки собственного выстрела, срабатывающая при нажатии на кнопку "Выстрел".
При выходе из строя основного прицела наводчик может использовать вспомогательный шарнирный телескопический прицел FERO-Z18 с зависимой стабилизацией поля зрения и 8-кратным увеличением.
У командира установлен перископический панорамный прицел-прибор наблюдения PERI-R17 с независимой стабилизацией поля зрения; увеличение прицела или 2-кратное, или 8-кратное (переключаемое) Командирский прицел связан с прицелом наводчика, что позволяет командиру использовать лазерный дальномер и тепловизор. Командирская башенка сделана невращающейся, но периметру люка установлено шесть призменных наблюдательных приборов, дающих суммарный круговой обзор. Передний прибор может заменяться ночным подсветочным прибором наблюдения, аналогичным установленному у водителя.
У заряжающего установлен один перископический смотровой прибор. Все оптические приборы танка имеют противооблединительные устройства и системы очистки. В функции заряжающего входит также обеспечение радиосвязи и стрельба из спаренного с пушкой пулемета MG3A1 (боекомплект пулемета 1200 патронов). Еще один пулемет MG3 установлен на кольцевой турели башенного люка заряжающего.
Информация о дальности до цели поступает в баллистический вычислитель, который также учитывает угловую скорость цели по вертикали и азимуту, скорость и направления ветра, температуру воздуха, атмосферное давление, угол крена цапф. Данные о температуре зарядов и износе канала ствола вводятся в вычислитель вручную.
Выверка прицела производится без выхода экипажа из машины. С помощью механизмов выверки достаточно совместить прицельную марку прицела-дальномера с наблюдаемой в его поле зрения выверочной маркой коллиматора. Именно эту систему запретили использовать американцы при стрельбах танка "Леопард-2АV" на Абердинском полигоне.
Вооружение стабилизировано в двух плоскостях. Приводы наведения - электрогидравлические с гидроаккумулятором. Исполнительным двигателем привода башни является гидромотор, а привода пушки - силовой цилиндр. Бак с рабочей жидкостью и гидроаккумулятор находятся в кормовой нише башни справа и отделены от боевого отделения и боекомплекта перегородкой. Доступ к гидросистеме обеспечивается через специальный люк в крыше башни. При выходе из строя электрогидравлического привода используется дублирующий ручной гидропривод вертикальной и горизонтальной наводки. Максимальная скорость наведения в горизонтальной плоскости 48 град./с, в вертикальной - 9,5 град./с. Углы наведения в вертикальной плоскости - от -9° до +20°.
Время подготовки прицельного выстрела наводчиком при стрельбе с ходу составляет 15 с, командиром - 17 с. При стрельбе с места это время соответственно уменьшается до 9-10 и 11-12 с. По оценке экспертов журнала "Интернешнл Дифенс Ревю", имевшим возможность сравнить танки "Леопард-2А" и M1А1 "Абрамс" в полигонных условиях, система управления огнем первого обеспечивает большую точность стрельбы, она является более сложной и дорогой и, как следствие, более сложной в эксплуатации, требующей хорошей подготовки наводчика.
Многослойная разнесенная броня башни, аналогичная английской броне "чобхэм", состоит из лицевого и тыльного слоев броневой стали и промежуточного слоя наполнителя. В верхнем лобовом листе корпуса снаружи имеется люк для замены пакетов наполнителя. В лобовой части установлена утопленная в тело башни мощная маска пушки шириной 950 мм, изготовленная из комбинированной брони. Лобовые вертикальные листы башни скошены в плане примерно на 35 град. Площади зон бронирования, ослабленных вырезами, по сравнению с танком "Леопард-1", значительно уменьшены. Приборы системы управления огнем (кроме прицела-дальномера наводчика) размещены на горизонтальных или имеющих большие углы наклона броневых листах. Общая масса бронезащиты танка "Леопард-2" составляет 29 т или 52% от общей массы танка. В крыше кормовой ниши башни, над боекомплектом, установлены вышибные панели. В целом, бронезащита обеспечивает непробитие брони подкалиберными снарядами 105-мм пушек L7 и 120-мм Rh-120 на дистанции 1 - 1,5 км при курсовых углах обстрела ±20 град.
На танке смонтированы система создания избыточного давления воздуха внутри корпуса для защиты от оружия массового поражения и автоматическая противопожарная система. В задней части бортов башни с обеих сторон установлено по восемь гранатометов, предназначенных для стрельбы дымовыми или осколочными гранатами; отстрел гранат производит командир танка, возможна стрельба из одного гранатомета, группами или из всех сразу.
Как уже отмечалось выше, вариант "Леопард-2А2" получился путем установки прицелов с инфракрасным каналом на танки "Леопард-2". Танк "Леопард-2А1" отличался от "Леопарда-2" новым наполнителем в комбинированной броне и повышенной надежностью ряда систем и агрегатов. На танках "Леопард-2А3" устанавливались новые радиостанции и улучшенный стояночный тормоз. В состав боекомплекта танка "Леопард-2А4" введены выстрелы ДМ33, на нем установлен цифровой баллистический вычислитель и новая противопожарная система. На танках последней модификации применялась трехцветная камуфляжная окраска, ранее "Леопарды" красились однотонной серой или оливковой краской.
Сразу после поступления "Леопардов-2" на вооружение бундесвера стали вылезать разного рода дефекты, наиболее существенными были высокий уровень шума внутри машины при ее движении по бетонным дорогам и неполное сгорание гильз унитарных выстрелов. Проще всего оказалось устранить замечания по боеприпасам. Было установлено, что первые серийные боеприпасы были изготовлены с отступлениями от технической документации. Высокая шумовая нагрузка (на скорости 30 км/ ч уровень шума внутри танка достигал 130 дБ) при движении по бетонным дорогам вызывалась резонансом корпуса, и снизить шум без переделки конструкции не представлялось возможным. Оригинальный рецепт по снижению шумовой нагрузки дал бывший ответственный за проект танка "Леопард-2" инженер Крапке, объяснивший, что тактическое использование танка предусматривает его применение на пересеченной местности, где резонанса не возникает.
Исторически сложилось так, что советские танки, громить которые предназначался "Леопард-2", так и остались противником виртуальным. Зато с самого рождения и по сегодняшний день его реальным соперником является американский M1 "Абрамс". Крайне сложно перечислить все очные и заочные сравнительные испытания этих двух танков. Перефразируя известную фразу: "Мы (то есть они, на Западе) говорим "Леопард" - думаем "Абрамс", говорим "Абрамс" - подразумеваем "Леопард".
Помимо "чистых" испытаний, "Леопарду" и "Абрамсу" не раз доводилось схлестываться друг с дружкой на очень популярных в вооруженных силах стран НАТО соревнованиях на кубок канадской армии (CAT - Canadian Army Trophy). Эти соревнования проводятся с 1963 г. и считаются чем-то вроде чемпионата Западного мира по стрельбе из танков. С иницативой их проведения в свое время выступило командование сухопутных войск Канады, главный приз - серебряная модель танка "Центурион". Соревнования проводились один раз в два года на одном из полигонов ФРГ, в них проверялась огневая выучка танковых экипажей. Состязания механиков -водителей по замене двигателя проводились вне конкурса и в общий зачет не входили. В соответствии с условиями состязаний, танковые экипажи в составе взводов вели стрельбу из пушек по 32 целям и из пулемета по 80 на дальностях от 800 до 2400 м. Цели представляли собой подъемно-падающие мишени размером от 110х190 при стрельбе на короткие дистанции и до 230х230 при стрельбе на дальние или человеческие фигуры. Мишени появлялись на 40 с. Соревнования проходили в пять этапов различной сложности. За каждый этап начислялось определенное количество очков, учитывающее скорость стрельбы и точность поражения мишеней. Престиж "приза канадской армии" в армиях стран НАТО исключительно высок.
Обычно в соревнованиях принимали участие две интернациональных команды: Северной и Центральной групп армий. Однако экипажи боролись не столько за командный выигрыш, сколько за честь групп армий, и за престиж собственных сухопутных войск.
В 1987 г. кубок выиграли американские танкисты на "Абрамсах", американский танковый взвод занял также третье место, второе было у участников, выступавших на "Леопардах-2". Последнее место заняли англичане, выступавшие на танках "Челленджер", сильно подорвав престиж британского танкостроения вообще и фирмы Виккерс в частности. Как следствие - Британия не выставила своих экипажей на соревнования 1989 г. В соревнованиях 1987 г. принимали участие танки "Абрамс", вооруженные 105 мм пушкой, а в 1989 г. - впервые - "Абрамсы" со 120-мм орудиями, аналогичными пушкам танков "Леопард", поэтому крайне интересны результаты CAT'89. Соревнования 1989 г., в которых принимал участие 21 танковый взвод вооруженных сил ФРГ, США, Канады, Нидерландов и Бельгии, проводились на базе учебного центра Берген-Хое вблизи Ганновера. В том же году впервые были организованы ночные стрельбы. Это был полнейший успех немецкой конструкции. Все шесть верхних строчек заняли экипажи "Леопардов-2", первое место занял 2-й взвод 41-го танкового батальона вооруженных сил Нидерландов, выступавший на "Леопардах". Экипаж стал лучшим и по скорости стрельбы и по точности, поразив 31 из 32 мишеней. Американцы, правда, показали лучшие результаты при стрельбе ночью. Экипажи "Леопардов" примерно вдвое быстрее обнаруживали и поражали цели, чем экипажи "Абрамсов". В результате вместо официальной эмблемы CAT-89 зачастую использовалась неофициальная - желтый леопард, небрежно опирающийся на цифры 89. Что удивительно, подобный символ наносили на борта своих машин и американские танкисты. От участия в Призе-91 американцы, подобно англичанам в 1989 г., отказались.
Ожесточенная конкурентная борьба за право поставок армиям третьих стран также развернулась в первую очередь между этими двумя танками. Первыми решили закупить "Леопарды-2" вооруженные силы Нидерландов; контракт с фирмой Краусс-Маффей на поставку 445 машин был подписан в 1979 г., поставки осуществлялись в 1982-1986 гг. "Леопарды" в голландской армии заменили устаревшие английские танки "Центурион" и французские АМХ-13.
С 1981 г. в Швейцарии на полигоне вблизи г. Тун под руководством швейцарских военных проходили сравнительные испытания два танка "Абрамс" и два - "Леопард-2". Вооруженные силы этой страны планировали принять на вооружение лучший по результатам испытаний танк и купить лицензию на его производство. У американских танков были отмечены проблемы с тормозами. Во время движения под уклон один танк, потеряв управление, потерпел аварию. Немецкие танки подобных проблем не имели. Всесторонние испытания продолжались два года и закончились в 1983 г.
В ходе испытаний проверялась надежность функционирования систем и агрегатов, а также возможности тактического использования танков в специфических горных условиях. Американский танк показал низкую надежность силовых агрегатов шасси и больший расход топлива; швейцарцы сильно сомневались в том, что США удастся в короткие сроки повысить надежность танка "Абрамс". Победа была за немецкой конструкцией, однако американцы так просто не сдаются: политико-экономические дискуссии (с техникой-то все было ясно) продолжались до 1985 г., лишь 12 декабря 1985 г. парламент Швейцарии принял решение о закупке 380 танков "Леопард-2" и принятии их на вооружение под обозначением "Pz.87 Леопард". Первые 35 танков были изготовлены на заводе фирмы Краусс-Маффей (последний из них передан Швейцарии в мае 1987 г.), остальные строились в Швейцарии на государственном танкосборочном заводе в г. Тун до 1993 г. с темпом выпуска 73 машины в год. Pz.87 соответствует варианту "Леопард-2А4", но на нем установлена американская радиостанция AN/VRC-12, используемая вооруженными силами Швейцарии, новая противопожарная система, усовершенствованная система защиты от оружия массового поражения и несколько измененный люк механика-водителя; имеется и ряд более мелких доработок. "Леопарды" заменили танки Pz.68.
В 80-е годы также прорабатывались возможности поставок танков "Леопард-2" в Великобританию и Саудовскую Аравию. В обоих случаях конкурентом выступал все тот же "Абрамс". Англичане после долгих колебаний отказались от закупок импортной техники, сделав ставку на танк "Челленджер-2" собственной разработки. Все же немецкая конструкция оставила свой след в танкостроении Великобритании: английская фирма Виккерс разработала танк Mk.7, используя ходовую часть "Леопарда-2". Экспорт "Леопардов" в Саудовскую Аравию запретило правительство ФРГ.
Первым покупателем танков "Леопард-2А4" в варианте "сэконд хзнд" стала Швеция, контракт на приобретение 160 экс-западногерманских танков был подписан в 1994 г. В армии Швеции танки "Леопард-2А4" получили обозначение Strv. 121.
Согласно программе "Броня 2000" вооруженные силы Испании подписали контракт на приобретение 650 танков "Леопард-2А4/А5". Танки "Леопард-2А4" первой партии из 108 машин (все танки были ранее на вооружении бундесвера) начали поступать в Испанию в 1995 г.; ими намечено перевооружить 10-ю механизированную бригаду, входящую в Еврокорпус. Поставка первой партии танков рассчитана на пять лет. В начале 80-х годов Испания рассматривала возможность лицензионного производства танков "Леопард-2".
Продолжение
|
Категория: Танки | Добавил: Junkers (05.04.2019)
|
Просмотров: 7189 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|
|