основной танк т 64
Основной танк Т-64 (СССР) В
начале пятидесятых годов на заводе № 75 в городе Харькове
конструкторское бюро № 60, возглавляемое главным конструктором А.А.
Морозовым, начало работы по созданию принципиально нового танка. Через
десять лет напряженных поисков и экспериментов работы завершились
созданием танка Т-64. Так, через два десятилетия после создания
легендарной тридцатьчетверки, конструктивные решения которой оказали
революционное влияние на всё мировое танкостроение 40-х и 50-х годов.
Харьковские конструкторы создали новый шедевр танкостроения - танк
Т-64, ставший родоначальником нового класса боевых машин, именуемых
"Основными боевыми танками". Основной боевой танк Т-64 выпускался
серийно с 1964 по 1987 год. За этот период было создано около трёх
десятков модификаций танка Т-64. И сегодня Харьковское конструкторское
бюро тяжёлого машиностроения (ХКБМ) имени А.А. Морозова и Харьковский
завод тяжёлого машиностроения (ХЗТМ) имени Малышева продолжают работу
по совершенствованию конструкции танка Т-64.
Таким образом, основной боевой танк Т-64, разработанный вначале 60-х
годов и в конце столетия остаётся грозной боевой машиной, способной
эффективно противостоять всем основным боевым танкам мира, как второго,
так и третьего послевоенного поколения. Модернизированные танки Т-64 и
в XXI веке будут "верой и правдой" служить в танковых частях Украины,
России, Белоруссии и в других странах бывшего СССР.
Об истории создания этой уникальной и неординарной боевой машины,
ставшей базовым прототипом для всех серийных советских, а в
последствии, российских и украинских основных боевых танков,
создаваемых до настоящего времени, а также о ее конструктивных
особенностях и пойдет речь в этом издании.
В начале 50-х годов стало очевидно, что компоновка корпуса, броневая
защита, вооружение, трансмиссия и ходовая часть основного советского
среднего танка Т-54 не обеспечивает оптимального сочетания огневой
мощи, защищенности и подвижности, которым должен отвечать перспективный
средний танк, способный эффективно противостоять перспективным средним
и тяжёлым танкам НАТО.
Компоновка корпуса танка, заимствованная от Т-44, хотя и обеспечивала
преимущества советского танка перед зарубежными аналогами, не давала
возможности дальнейшего повышения защищённости, особенно от
перспективных 90 и 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных
снарядов. Не стабилизированная 100-мм танковая пушка Д-10Т не
обеспечивала достаточной точности и скорострельности при ведении огня с
ходу. Кроме того, возникала необходимость введения в боекомплект пушки
новых бронебойно-подкалиберных и особенно кумулятивных снарядов.
Трансмиссия и ходовая часть танка, ведущие своё развитие от танка БТ-1
(танк Кристи образца 1940 года), не обеспечивали дальнейшего повышения
подвижности танка в случае установки более мощного вооружения или
увеличения броневой защиты, не смотря на введение планетарных
механизмов поворота вместо бортовых фрикционов, торсионной подвески и
новой гусеничной ленты с цевочным зацеплением. И хотя все возможности
модернизации танков Т-54 ещё не были использованы, о чём
свидетельствуют многочисленные модификации танков Т-54,Т-55 и Т-62 до
сих пор состоящие на вооружении многих стран мира, возникла
необходимость проведения опытно-конструкторских работ по созданию
перспективного среднего танка второго послевоенного поколения.
Первым этапом этих работ была разработка и принятие на вооружение
новой, более мощной 100-мм нарезной танковой пушки Д-54Т, дульная
энергия которой на 30% превышала Д-10Т. Новая пушка была установлена на
опытном танке Т-54М (объект 139).
Однако, отсутствие системы стабилизации, в отличие от Д-10ТГ танка
Т-54А (объект 137Г), помешало принятию танка на вооружение.
Модернизированный вариант пушки, получившей обозначение Д-54ТС,
оснащённой 2-х плоскостным стабилизатором "Метель", в последствии
устанавливался на всех опытных перспективных танках вплоть до объекта
167.
Следующим этапом работы над принципиально новым средним танком стала
разработка объекта 140 в ОКБ-520 завода № 183. Танк имел бронекорпус
новой, улучшенной формы, двигатель В-36 и механическую планетарную
трансмиссию с фрикционными элементами, работающими в масле, и систему
гидросервоуправления. Однако разногласия между инженерами ОКБ,
дирекцией завода № 183 и представителями заказчика относительно
основных принципиальных вопросов по конструкции перспективного танка
привели к переходу части конструкторов во главе с А.А. Морозом в КБ-60
при заводе № 75 в Харькове. В дальнейшем работы по 140-му объекту
возглавил Л.Н. Карцев. В 1957 году был создан опытный образец,
прошедший сравнительные испытания с харьковским 430-м объектом на НИИ
БТ Полигоне в Кубинке. Испытания выявили ряд серьёзных недостатков в
конструкции двигателя и трансмиссии. На вооружение танк не принимался.
В дальнейшем элементы ходовой части были использованы на опытном
объекте 167.
Разработка перспективного танка на заводе №75 началась в 1951 году,
когда КБ-60 возглавил вернувшийся из Нижнего Тагила А.А. Мороз.
По его указанию был организован отдел нового проектирования, который
возглавил заместитель главного конструктора Я.И. Боран. К 1953 году был
разработан предэскизный проект перспективного среднего танка,
вооруженного 100-мм танковой пушкой Д-54ТС и превосходящего по основным
параметрам серийный танк Т-54. Новый танк, объект 430, проектировался
как принципиально новая машина, имеющая усиленную броневую защиту,
новый многотопливный турбопоршневой двигатель 4ТД с горизонтальным
расположением цилиндров и эжекционной системой охлаждения специально
сконструированный в дизельном КБ завода № 75 под руководством А. Д.
Чаромского, механическую планетарную трансмиссию с фрикционными
элементами, работающими в масле, и системой гидросервоуправления.
Впервые на среднем танке был установлен оптический прицел-дальномер
ТПДМС.
Одновременно в инициативном порядке был разработан усиленный вариант
танка (объект 430У), имеющий 160-мм лобовую броню и вооруженного 122-мм
танковой пушкой Д-25ТС. Во время проектирования объекта 430У
прорабатывалась возможность оснащения танка радиолокационным
дальномером, сопряженным с оптическим прицелом Т-2С. Эскизные проекты
новых танков были готовы в 1953 году.
В 1953 - 1955 годах проекты нового среднего танка дважды
рассматривались в ЦК КПСС и Совете Министров СССР и были одобрены, о
чём свидетельствует Постановлении Совета Министров СССР от 6 мая 1955
года № 880-524 и Приказ Министра транспортного машиностроения от 13 мая
1955 года № 0096. Научно-технический комитет Главного бронетанкового
управления Министерства обороны СССР выдал тактико-технические
требования 8 июня 1955 года
В КБ-60 было выдано задание на разработку технического проекта нового
среднего танка. Сварной корпус танка изготавливался из катанных
броневых листов. Носовая часть корпуса представляла собой многослойную
броневую преграду с рациональным углом наклона передних и скуловых
листов. Башня танка сферической формы с узкой амбразурой для установки
пушки имела дифференцированную трехслойную броневую защиту.
Пушка Д-54ТС спаренная с 7,62-мм пулемётом ПКТ стабилизировалась в двух
плоскостях стабилизатором танкового вооружения "Метель" и имела
механизм выброса стреляных гильз. На танке был установлен оптический
прицел-дальномер ТПД-43 (ТПДМС) с базой 1200 мм и независимой
стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости. Боекомплект пушки -
50 унитарных артиллерийских выстрелов, спаренного пулемёта - 3000
патронов. Для борьбы с низколетящими целями противника на танке
планировалось установить зенитно-пулеметную установку, оснащенную
14,5-мм пулемётом КПВТ. В отличие от первоначального проекта на танке
был установлен более мощный пятицилиндровый двигатель 5ТД. Объект 430
имел новую ходовую часть с опорными катками малого диаметра с
внутренней амортизацией и гусеничной лентой с последовательным открытым
металлическим шарниром. Система подрессоривания танка - индивидуальная,
торсионная с телескопическими гидравлическими амортизаторами на первом
и шестом узлах подвески. Танк оснащался системой коллективной защиты от
ОМП и автоматической системой ППО.
В 1957 году были построены три опытных образца объекта 430, которые
прошли заводские испытания и участвовали в сравнительных испытаниях со
140-м объектом в НИИ БТ Полигоне в Кубинке. В отличие от проекта, на
опытных танках отсутствовала зенитно-пулемётная установка.
Испытания 430-го прошли в целом успешно, хотя и выявили ряд серьёзных
дефектов в конструкции двигателя и обслуживающих его систем, бортовых
коробок передач и системе гидросервоуправления. В заключении комиссии
по испытаниям было отмечено, что конструкция танка была совершенно
новой, и ТТТ НТК ГБТУ были полностью выполнены. Однако огневую мощь
танка по сравнению с Т-54 значительно повысить не удалось. Да и главный
конструктор КБ А.А. Морозов считал, что вводить 430-й в серийное
производство нецелесообразно, так как, имея преимущество по ТТХ и
совершенно новую конструкцию по всем системам, новый танк создаст в
армии большие неудобства по эксплуатации, ремонту, обучению личного
состава и снабжению запасными частями.
Наиболее важным фактором, ускорившим создание нового танка, стала
информация ГРУ об использовании на английском танке "Центурион"
модификации Мк IX и Мк X, серийное производство которых ожидалось в
1958-1960 годах, новой 105-мм пушки L7A1. В боекомплекте пушки имелись
бронебойно-подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном с начальной
скоростью 1475 м/с. В перспективе новая пушка должна была быть
установлена и на ранее выпущенные танки модификаций Мк V и Мк VIII. К
1960 году ожидался запуск в серию нового американского среднего танка
М60 со 105-мм пушкой М68, изготовляемой по английской лицензии в США.
В 1957 году Франция совместно с ФРГ начала разработку "европейского"
среднего танка по тактико-техническим требованиям для единого танка
вооруженных сил Североатлантического блока. Первоначально
предполагалось, что совместно будет разработан единый танк для армий
Франции и ФРГ. При этом предполагалось, что во Франции и ФРГ, на
конкурсной основе, будут разработаны танки с западногерманским
двигателем, вооруженные французской 105-мм пушкой DEFA. В связи с этим
ГБТУ требовало немедленно повысить огневую мощь средних танков за счёт
установки новой гладкоствольной 115-мм пушки У-5ТС и усилить их
броневую защиту.
Начиная с 1957 года в КБ завода № 183 велись работы над новым танком
(объект 165), созданным на базе узлов и агрегатов танка Т-55,
вооруженного 100-мм танковой пушкой Д-54ТС с механизмом выброса
стреляных гильз и усиленным до 240 мм бронированием башни. На одном из
опытных образцов этого танка и была установлена 115-мм танковая пушка
У-5ТС (2А-20). Новая пушка была разработана под руководством Ф.Ф.
Петрова на базе 100-мм танковой пушки Д-54ТС и отличалась от неё
отсутствием дульного тормоза, новой гладкоствольной трубой, калибр
которой был увеличен до 115 мм, ресивером, смещённым ближе к середине
ствола. Остальные элементы пушки были полностью заимствованы у Д-54.
Введение гладкоствольной трубы было обусловлено целым рядом факторов,
среди которых было увеличение давления в канале ствола в 1,5 - 2 раза
по сравнению с Д-25ТС и устранение отрицательного влияния вращения
снаряда на формирование кумулятивной струи. В боекомплект пушки входили
унитарные выстрелы с бронебойно-подкалибарными, кумулятивными и
осколочно-фугасными оперёнными снарядами.
Средний танк со 115-мм гладкоствольной пушкой получил индекс объект
166. В 1959-60 годах проводились заводские и войсковые испытания новых
танков. В 1962 году оба танка были приняты на вооружение Советской
армии под маркой Т-62 (объект166) и Т-62А (объект 165) и выпускались
серийно. Однако из-за прекращения выпуска 100-мм пушек Д-54ТС была
выпущена лишь небольшая партия Т-62А, после чего завод № 183 полностью
перешел на выпуск танка Т-62. В ходе испытания объекта 166 было
выявленною, что, не смотря на увеличенный объём башни, из-за возросшей
массы выстрела от заряжающего требуются большие физические усилия для
обеспечения скорострельности 4 - 5 выстрелов в минуту. Основным
достоинством танка Т-62 стала его почти полная унификация с серийно
выпускающимися танками Т-54 иТ-55, что облегчало снабжение запасными
частями, упрощало обучение экипажей, а, следовательно, и освоение
нового танка в войсках.
В этот период КБ № 60, не имея на то специального задания, начало
инициативную работу по резкому увеличению ТТХ среднего танка объект
430. В первую очередь на один из опытных образцов 430-го была
установлена новая 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 (2А-21),
разработанная в ОКБ-9.В боекомплект которой входили выстрелы
раздельного заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными и
осколочно-фугасными оперёнными снарядами с частично сгорающей гильзой.
Этому танку был присвоен индекс объект 435. Опытный танк заинтересовал
военных. В результате во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совета
Министров СССР № 141-58 от 17 февраля 1961 года Научно-технический
комитет Главного бронетанкового управления Министерства обороны СССР
выдал тактико-технические требования на разработку нового танка,
утверждённые Начальником Танковых войск генерал-полковником П.П.
Полубояровым. Согласно ТТТ цель и задачи проектирования состояли в
следующем:
1. Повышение огневой мощи среднего танка, за счёт установки
гладкоствольной танковой пушки Д-68 калибра 115-мм, с механизированным
заряжанием.
2. Повышение противоатомной и противокумулятивной защиты танка.
3. Повышение маневренных качеств "объекта 430".
4. Боевая масса танка 34 тонны.
5. Экипаж - три человека.
Работа
по созданию нового среднего танка велась по пути дальнейшего
совершенствования объекта 430, как обладающего наиболее плотной
компоновкой моторно-трансмиссионного отделения и имеющего достаточно
отработанные и практически проверенные в работе основные узлы:
двигатель, трансмиссию, ходовую часть и другие узлы и агрегаты.
Технический проект танка "объект 432" был завершён в сжатые сроки в
1961 году. Первый опытный образец объекта 432 был изготовлен в сентябре
1962 года, второй - 10 октября того же года. 22 октября 1962 года на
НИИ БТ Полигоне в Кубинке был проведён показ новой техники сухопутных
войск для руководителей Партии и Правительства СССР.
Новый танк Харьковского КБ, выгодно отличавшийся от Т-62 и других
танков, произвёл благоприятное впечатление на Генерального Секретаря ЦК
КПСС Н.С. Хрущёва. Он одобрил новую машину, против которой были
настроены многие военные, особенно Начальник Танковых войск
генерал-полковником П.П. Полубояров. В результате указания Н.С. Хрущёва
работы по танку продолжились. Первые серийные объекты 432 сошли с
конвейера завода имени В.А. Малышева в Харькове в октябре 1963 года, на
сентябрь 1964 года с конвейера сошло 54 танка, а к 1 декабря 1965 года
их количество составило 218 машин. После чего выпуск танков постоянно
увеличивался. Первые танки стали поступать в опытную эксплуатацию на
вооружение 41-й гвардейской танковой дивизии, дислоцированной в Чугуеве
неподалеку от завода в Харькове, выпускавшего эти машины. Это позволяло
оказать квалифицированную заводскую помощь в эксплуатации новых машин.
Объект 432 войсковые испытания прошел успешно. Объект 432 был принят на
вооружение Постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1966 года
под маркой Т-64. Приказ Министра Обороны СССР о принятии танка на
вооружение вышел 2 января 1967 года. Танк Т-64 (объект 432) выпускался
серийно до 1969 года.
Судьба Т-64 напоминает историю создания и принятия на вооружение танка
Т-34 в 1940-41 годах. Так же как и в сороковых годах, консервативные
военные, особенно высший командный состав, воспитанный на устарелых
взглядах времён Великой Отечественной войны, были настроены против
принципиально новой машины. Принятие на вооружение нового танка
требовало коренных изменений в организационно-штатной структуре
танковых частей и соединений, значительного изменения уровня подготовки
как постоянного, так и переменного состава танкистов, и многих других
вопросов как технических и военных, так и политических. Всё это
выражалось в искусственном затягивании принятия объекта 432 на
вооружение под предлогом технического несовершенства двигателя,
трансмиссии, вооружения и системы управления огнём.
Тяжело было расстаться со стереотипами мышления и хорошо отлаженной
системой боевой подготовки, снабжения и комплектования частей, как
личным составом, так и материальной частью. К тому же Т-64 хотя и
превосходил практически по всем основным показателям Т-55 и Т-62 был в
несколько раз дороже, что тоже играло не маловажную роль. Кроме того,
как и все принципиально новые машины Т-64 имел целый ряд "детских
болезней" излечивать которые приходилось в ходе серийного производства.
Танк Т-64 имел сварной корпус с углом наклона лобовых листов в 68о и
скошенными скуловыми листами. Лобовой лист представлял собой
многослойную броневую преграду (броневая сталь, стеклопластик, броневая
сталь), обеспечивающая танка защиту от всех типов
бронебойно-подкалиберных и кумулятивных снарядов и ПТУР, состоявших на
вооружении НАТО. Уже в ходе рассмотрения технического проекта объекта
432 отмечалась возможность рикошета в башню танка бронебойных снарядов,
попадавших в скулы лобового листа, что и подтвердили результаты
обстрела танка. По этому, начиная с 1964 года, на лобовом листе танка
вводилась характерная защита в виде "бровей" перед смотровыми приборами
механика-водителя и на переднем листе крыши корпуса.
Начиная с 1967 года, для упрощения технологии производства
бронекорпусов, танки стали выпускать с прямым лобовым листом и прямой
крышей корпуса. На машинах, выпускавшихся до 1967 года,
механик-водитель имел три смотровых прибора ТНПО-160, а начиная с 1967
гота - один - ТНПО-168.
Башня танка литая с резко дифференцированным многослойным бронированием
(броневая сталь, алюминиевый сплав, броневая сталь) максимальная
толщина которой составляла 600 мм.
Основное вооружение танка Т-64 составляла 115-мм гладкоствольная пушка
Д-68 (2А-21), впервые оснащенная гидроэлектромеханическим механизмом
заряжания. Ёмкость механизированной укладки, выполненной в виде
конвейера со складывающимися L-образными лотками, составляла 30
артиллерийских выстрелов. Остальные 10 выстрелов размещались в
баке-стелаже и в немеханизированной укладке и предназначались для
быстрого пополнения конвейера. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемёт ПКТ
с боекомплектом в 2000 патронов. Пушка и спаренный пулемёт были
стабилизированы в двух плоскостях благодаря применению
электрогидравлического стабилизатора танкового вооружения2Э-18
"Сирень". Для наведения пушки и спаренного с ней пулемёта применялся
дневной прицел-дальномер ТПД-43Б и ночной прицел ТПН-1-432. Головка
ночного прицела не имела бронировки и в дневное время снималась и
укладывалась в башне за сидением наводчика. Выходное окно прицела при
этом закрывалось броневой крышкой, которая в боевом положении
закреплялась на крыше башни.
Осветитель Л-2АГ ночного прицела и ОУ-3ГК прибора наблюдения командира
танка ТКН-3 устанавливались на задней стенке башни и закрывались
чехлами. По-боевому Л-2АГ устанавливался с лева от пушки, а ОУ-3ГК на
командирской башенке.
На Объекте 432 устанавливался форсированный до 700 л.с. пятицилиндровый
многотопливный турбопоршневой дизель 5ТДФ, оснащенный новой,
усовершенствованной по сравнению с объектом 430, эжекционной системой
охлаждения. Двигатель был чрезвычайно мал и легок, но требовал
тщательного технического обслуживания и качественных ГСМ. Кроме того,
дизель был высоко оборотистым и работал в очень теплонагруженном
режиме, что требовало при его запуске постоянно пользоваться котлом
подогревателя при температуре окружающего воздуха от +10 и ниже.
В трансмиссии были использованы две семи ступенчатые планетарные
коробки передач, объединенные в один узел с планетарными бортовыми
передачами, и системой гидросервоуправления, заменявшей девять узлов
трансмиссии танка Т-55 (бортовой редуктор "гитару", главный фрикцион,
коробку передач, два планетарных механизма поворота, два тормоза и два
бортовых редуктора), Трансмиссия танка получилась очень компактной и
легкой, на 750 кг легче, чем у Т-55 и состояла из 150
механообработанных деталей вместо 500. Правда, новые БКП стали камнем
преткновения при испытании опытных образцов и потребовали длительной
отладки и введения сложной регулировки системы гидросервоуправления.
Зимой, после длительной стоянки, масло в БКП замерзало, превращая
коробки передач в один сплошной вал.
В результате этого при попытке запуска двигателя танк прыгал вперёд,
что привило к ряду несчастных случаев. Выход был найден лишь путём
двойной откачки масла из БКП перед длительной стоянкой и закачки его
перед запуском двигателя.
Ходовая часть танка Т-64 была заимствована у объекта 430, но получила
новые опорные катки с внутренней амортизацией, изготовляемые из
алюминиевого сплава, и новую облегчённую гусеничную ленту с
параллельным резино-металлическим шарниром. В результате этого масса
ходовой части Т-64 составляла лишь 15% от массы танка.
На машинах, выпускавшихся до 1964 года гидравлические, телескопические
амортизаторы устанавливались на 1-м и6-м узлах подвески, а начиная с
1964 года - на 1-м, 2-м и 6-м узлах.
Для усиления защиты бортов танка от кумулятивных снарядов и уменьшению
запылённости при движении танка с 1967 года на танке стали
устанавливаться съёмные алюминиевые (по три на борт) и не съёмные
резиновые щитки.
Танки комплектовались индивидуальным комплектом ЗИП и ОПВТ.
Индивидуальный комплект ЗИП размещался внутри танка и на правой
надгусеничной полке в герметичных ящиках. Съёмные узлы ОПВТ крепились к
задней стенке башни между осветителями ночного прицела и прибора
командира танка, установленными по-походному. Две трубы ОПВТ, уложенные
одна в одну крепились на крыше моторно-трансмиссионного отделения.
Оборудование для подводного вождения позволяло без ограничений по длине
преодолевать любые водные преграды глубиной до 5м.
Параллельно с объектом 432 в ВНИИ-100 был создан опытный средний танк
Т-64Т (объект 003) с установкой на него вертолетного газотурбинного
двигателя ГТД-3ТЛ, мощностью 700 л.с. Танк прошел испытания в 1963-65
гг., но на вооружение принят не был по причине не совершенства ГТД.
Продолжение
|