Информация о авторских правах
Вся информация предоставляется в информационных целях. Если Вы считаете, что мы нарушаем Ваши авторские права, то информация будет снята с сайта после Вашего письменного уведомления.
Содержимое сайта публикуется на условиях CreativeCommons Attribution-ShareAlike 3.0 или более поздней версии, программные коды в тексте статей — на условиях GNU GPL v2 или более поздней версии.
В соответствии с техпроектом ЭМ пр. 56 имел водоизмещение: стандартное— 2662 т, полное—3230 т. Наибольшие главные размерения корпуса: длина— 126,1 м, ширина — 12,7 м, осадка — 4,2 м. Скорость хода: полного — 38 уз, оперативно-экономического — 17,9 уз. Дальность плавания 685 миль при 37,9 уз и 388O миль при 14,7 уз. Автономность 10 суток. Экипаж 284 человека. Для компенсации снижения остойчивости пришлось искать пути уменьшения весовой нагрузки. Поэтому пошли на применение алюминиево-магниевых сплавов типа АМГ. Как показало времд, такое решение было ошибочным из-за низкой пожаростойкости конструкций
из АМГ. Однако в какой-то мере применение легких сплавов объясняло то обстоятельство, что они в те годы стали «модными» во всех ведущих флотах мира. Как уже упоминалось, вооружение пр. 56 было почти аналогичным вооружению ЭМ пр. 41. Различие заключалось в установке совмещенных четырех 45-мм автоматов СМ-20-ЗИФ, которые разместили ромбом: в носу, в корме и побортно (в районе гротмачты), отказались от 25-мм автоматов, вместо СПН-500 установили стабилизированный командио-дальномерный пост СВП-42-50 со стрельбовой РЛС «Якорь-М», а навигационную РЛС «Риф» заменили на РЛС «Нептун». Головной корабль пр. 56—эсминец «Спокойный» — был предъявлен на испытания в 1953 г. Первые пробы показали, что проектной скорости и на этом корабле достичь не удалось. Более глубокий и детальный анализ причин этого привел к выводу, что размещение рулей, кронштейнов гребных валов и вообще компоновка комплекса «корпус-винт» были неоптимальны.
Комиссия под руководством выдающегося ученого специалиста в области теории корабля инженер-контр-адмирала В. Г. Власова рекомендовала: парные рули, размещенные за винтами, заменить одним, установив его в диаметральной плоскости, а на гребные валы смонтировать обтекатели, взамен трехлопастных винтов использовать четырехлопастные. Внедрение этих рекомендаций позволило «Спокойному» достичь желанных 38 уз. Одинокий «Неустрашимый» в это время заканчивал почти четырехлетние государственные испытания. Судьба этого уникального корабля сложилась неудачно. Он сравнительно немного плавал и совсем не покидал Балтики, а в 70-е был разобран на металлолом. С позиции же сегодняшнего дня переход от пр. 41 к пр. 56 был не совсем оправдан. Недостатки пр. 41, включая мореходность, были устранимыми. Кроме того, этот корабль имел большие запасы по водоизмещению на модернизацию. Напротив, на пр. 56 ухудшили живучесть, обитаемость, вдвое уменьшили автономность, существенно—дальность плавания. Замечу: такое суждение базируется на выводах активных участников создания этих кораблей — М. А. Янчевского и В. Н. Бурова. Тем не менее в серию пошел эсминец пр. 56. Головной корабль этого проекта — «Спокойный» — после длительных испытаний в 1956 г. был передан флоту, а строительство всей серии из 27 кораблей осуществлялось в период с 1955 по 1958 г. Ленинградские корабелы завода имени А. А. Жданова сдали флоту 13 из них в такой очередности: в 1955 г. — «Светлый», «Спешный», «Скромный»; в 1956 г. — «Спокойный» (головной), «Сведущий», «Смышленый» (позднее — «Московский комсомолец»), «Скрытный», «Сознательный», «Справедливый» (позже, после передачи ВМФ ПНР, получил название «Варшава»); в 1957 г.—«Несокрушимый», «Находчивый» и «Настойчивый»; в 1958 г.—«Неуловимый». В Николаеве на заводе имени 61 коммунара было построено 10 таких кораблей: в 1955 г.—«Блестящий»; в 1956 г.—«Бывалый», «Бравый», «Бедовый», «Бесследный»; в 1957 г.—«Бурливый», «Благородный», «Пламенный», «Напористый»; в 1958 г.—«Прозорливый». В Комсомольске-на-Амуре со стапелей завода имени Ленинского комсомола сошло 8 эсминцев пр. 56: в 1955 г.—«Вызывающий», «Веский»; в 1956 г.—«Вдохновенный», «Возмущенный»; в 1957 г.—«Возбужденный», «Влиятельный» и «Выдержанный» (позднее переименован в «Дальневосточный комсомолец»); в 1958 г. — «Неудержимый». На этом их строительство было прекращено. Эскадренные миноносцы пр. 56 стали последними торпедно-артиллерийскими кораблями этого класса в нашем флоте. Все более зримо проявлялось их несоответствие развивавшимся новым средствам и способам ведения войны на море, и если судить с позиции сегодняшнего дня, они опоздали со своим появлением примерно на десять лет. «Новое» все больше теснило «старое», хотя в указанный период торпедно-артиллерийские эсминцы строились и в США—типа «Форрест Шерман» (1955—1958 гг.), и во Франции—типа «Сюркуф» и «Дюпре» (обе серии 1955—1958 гг.), и в Голландии—типа «Холланд» и «Фрисланд» (1954—1958 гг.). Более решительными оказались англичане, прекратившие строительство классических эсминцев несколько раньше остальных. Сравнение основных элементов эсминцев-ровесников различных стран показывает, что идеология и основные технические решения, на базе которых создавались эти корабли, были тогда примерно одинаковыми, однако качество отдельных видов вооружения имело существенные различия. Например, наша, новая тогда, полуавтоматичсская двухорудийная 130-мм артустановка СМ-2-1 по сравнению со 127-мм од-ноорудийной американской Мк.42 имела существенно ограниченные боевые возможности при стрельбе по воздушным целям (в основном из-за системы управления огнем) и значительно меньшую (в 3,5 раза) скорострельность, в результате чего уступала американской по боевой эффективности более чем в два раза. Поэтому по артиллерии главного калибра трехорудийный «Форрест Шерман» превосходил четырехорудийный «Спокойный».
К усилению противолодочного вооружения эсминцев пр. 56 по пр. 56-пло приступили уже в 1958 г. Одиннадцать кораблей этой серии («Смышленый», «Блестящий», «Бывалый», «Бесследный», «Бурливый», «Благородный», «Пламенный», «На-пористый», «Вызывающий», «Вдохновенный» и «Возмущенный») прошли модернизацию, в ходе которой были сняты второй торпедный аппарат и бомбометы, оборудованы посты ПЛО, установлены по две РБУ-6000 или РБУ-2500. Оставшийся торпедный аппарат приспособили для стрельбы как противокорабельными, так и противолодочными торпедами. Еще ряд эсминцев («Скромный», «Сведущий», «Сознательный», «Справедливый», «Скрытный», «Несокрушимый», «Находчивый», «Настойчивый» и «Возбужденный») в 1969—1971 гг. модернизировали по пр. 56-а более кардинально. В ходе переоборудования с кораблей демонтировали все установленное в корму от первого торпедного аппарата оружие (второй торпедный аппарат ПТА-53-56, три автомата СМ-20-ЗИФ, кормовую башню СМ-2—1), а также грот-мачту с установленны-ми на ней антеннами. Вместо этого там разместили зенитный ракетный комплекс «Волна» с двухбалочной пусковой установкой и шестнадцатью ЗУР в погребе, а так-же систему управления огнем «Ятаган», антенну которой смонтировали на башенно-подобном основании, установленном вместо грот-мачты. В районе кормовой дымовой трубы побортно были смонтированы по два новых 30-мм спаренных зенитных автомата АК-230 с системой управления «Рысь». На фок-мачте появилась антенна трехкоординатной РЛС общего обнаружения МР-310 (на некоторых ЭМ пр. 56-а РЛС МР-300). В архитектурном отношении эти корабли выглядели довольно своеобразно, но в значительно большей степени стали отвечать своему предназначению. Поскольку модернизация по пр. 56-а (усиление ПВО) по срокам затянулась, оказалась трудоемкой и дорогой, оставшиеся в серии эсминцы переоборудованию не подвергались и дослужили свой век в первоначальном виде. На одном из них — эсминце «Светлом» позднее оборудовали кормовую взлетно-посадочную площадку, на которой впервые отрабатыва-лись полеты легкого вертолета Ка-15. Эсминец «Бравый» позже был переоборудован по пр. 56-к, а ЭМ «Неуловимый» и «Прозорливый» — по пр. 56-у. ЭМ «Бедовый» и «Неудержимый» еще до ввода в состав ВМФ достроили по пр. 56-м. В 70-е годы эсминец «Справедливый», переоборудованный по проекту 56-а, был передан ВМФ Польше и получил там новое название — «Варшава». Других передач за границу эсминцев пр. 56 не производилось. В те же 70-е годы в Китае было развернуто строительство эсминцев типа «Люйда», практически повторивших проект 56, но вооруженных вместо торпедных аппаратов пусковыми установками противокорабельных крылатых ракет.
Наши эсминцы типа «Спокойный» около тридцати лет очень интенсивно эксплуатировались на всех четырех флотах, пока не начали выводиться из боевого со-става. В 1986—1989 гг. из состава ТОФ вывели ЭМ пр. 56 «Блестящий», «Бесследный», «Бурливый», «Вдохновенный», «Вызывающий», «Веский», «Возмущенный», «Влиятельный», «Дальневосточный комсомолец»; из состава СФ—«Московский комсомолец» (1986 г.), «Бывалый» (1988 г.), «Скромный» (1989 г.) и «Спокойный» (1990 г.); «Светлый» и «Спешный» (оба в 1989 г.) покинули БФ. Из состава ЧФ выведены «Напористый» (1987 г.) и «Пламенный» (1991 г.). Эсминцы пр. 56-а «Возбужденный» и «Скрытный» покинули ТОФ в 1989 г. В том же году вывели из состава БФ «Настойчивый», а из состава ЧФ— «Находчивый»;«Сознательный» (ЧФ) «вьшел в запас» в 1988 г. Списаны из состава ЧФ ЭМ «Бравый» (1987 г.) —корабль пр. 56-к, ЭМ пр. 56-у «Неуловимый» (1990 г.), а из БФ выведен в 1991 г. ЭМ пр. 56-у «Прозорливый». Завершая обзор послевоенного развития эскадренных миноносцев, хотелось бы еще раз отметить, что, несмотря на ошибки и отдельные неудачи, корабли пр. 41 и 56 явились этапными не только в своем классе, но и в отечественном кораблестроении вообще. Многие крупные технические решения, полученные и отработанные на них, стали базовыми при разработке и создании надводных кораблей основных клас-сов следующих поколений.
1Александр Железняков - старший матрос(19.12.2013 23:24)
0
Столько лет прошло и обида сильная была когда узнал, что наш Скромный Северного флота СССР продали кому-то на металлолом! А мы на нем и Саратогу, и Нимица "гуляли" в 1970 году Столько друзей осталось в СССР. Особо хочу сказать огромное спасибо Анатолию Васильевичу Захарову за его участие в моей личной жизни! ДМБ 68-71