Гвардейские реактивные минометы БМ-13 катюша
Реактивные минометы Катюша
«Задал нам Иван жару, у нас только искры из
глаз сыпались. Счастье еще, что наши окопы глубокие, иначе от нас ничего бы не
осталось. Артиллерия у русских знатная. Отлично работает — что ни выстрел, то
прямое попадание в наши позиции[…]Много наших от их артиллерии пострадало. А
самое большое проклятие — "катюши". Где они тюкнут, там человек и
охнуть не успеет.» - В.Адам
«Катастрофа на Волге».
«Впервые на нашем участке действовала батарея
реактивной артиллерии, так называемые «катюши». Она накрыла наступавшую
немецкую пехоту с танками. Мы вылезли из окопов и, стоя в рост, наблюдали
эффектное зрелище. Да и все бойцы высыпали из окопов и с энтузиазмом встречали
залпы «катюш», видя бегство врага.» - К.К.
Рокоссовский «Солдатски долг»
«Огонь вели русские «катюши». Снаряды
взрывались по обе стороны дороги, но, что удивительно, ни один не упал на нее,
поэтому люди не пострадали. Через некоторое время,мы снова услышали знакомый
звук, за которым последовала серия взрывов, на этот раз справа от дороги.
Недолет! Больше всего я боялся, что «проклятая ведьма Катюша» подойдет к
колонне сзади и прочешет ее огнем. Вот тогда уж точно никому мало не
покажется.» - Э.Корти «Немногие
возвратившиеся».
Наряду с танком Т-34 и штурмовиком Ил-2
реактивный миномет «катюша» является прекрасным образцом полета инженерной
мысли русских оружейников и просто легендой той великой войны. Помимо этого, «катюша»
была первой в своем роде – современная реактивная артиллерия развивается именно
по пути, указанному создателями «катюши».
Новое - хорошо забытое старое
Не все знают, что ракетное вооружение уже успешно применялось
армиями нескольких стран вплоть до XIX века. Но к
концу XIX века уже ни в одной армии мира нет подразделений,
вооруженных ракетами. Ракеты были сняты с вооружения Австрией, Англией,
Россией и другими странами. Непосредственными причинами этого явились
недостатки ракет, выявившиеся при их массовом применении в XIX веке и
являвшиеся общими для ракет любой страны. Во-первых, существовала опасность поражения при стрельбе
ракетами личного состава применяющих ракеты войск, во-вторых, часто ракеты
разрушались на пусковых установках и на активном участке траектории. Помимо
этого, большое рассеивание ракет при
стрельбе и вследствие этого малая эффективность поражения войск противника,
недостаточная дальность стрельбы ракетами и невозможность ее значительного
увеличения.
При всем разнообразии конструкторских решений во всех ракетах тех времен в
качестве источника энергии применялся только один вид ракетного топлива —
дымный (или черный) порох (механическая смесь калийной селитры, древесного угля
и серы). Фактически причиной того, что от ракет отказались, были ограниченные возможности
дымного пороха, как ракетного топлива.
В марте 1921 г. в Москве на Тихвинской улице начала свою
деятельность "Лаборатория для разработки изобретений Н.И.Тихомирова".
Два энтузиаста ракетной техники В.Артемьев и Н.Тихомиров разработали первую партию небольших ракет,
приводимых в движение бездымным пироксилиновым порохом (76,5% пироксилина, 23%
тротила и 0,5% централита). Этой разработкой заинтересовался Артиллерийский
комитет, направивший их в Ленинград для работы в пороховом отделе
Артиллерийской академии.
Здесь в содружестве с опытными специалистами академии к 1927
г. был разработан пироксилино-тротиловый бездымный порох. 3 марта 1928 г.
первый в мире снаряд с ракетным двигателем на бездымном порохе пролетел 1300 м.
Для одного из снарядов был установлен калибр 76,2 мм, традиционный для русской
артиллерии. Однако, в процессе изготовления стало ясно, что неточно была учтена
усадка пороха, и пришлось принять калибр 82 мм. Это также определило калибр
другого, более мощного снаряда – РС-132 (соответственно, 132 мм).
В июле 1927 года в
Ленинграде создается Газодинамическая лаборатория (преобразованная в 1933 г. в
Реактивный научно-исследовательский институт - РНИИ). Ее задача - создание
ракетного оружия для авиации. Ориентировка именно на авиацию не была случайной.
Снабдив ракетным двигателем авиабомбы, можно было увеличить скорость их встречи
с преградами и многократно повысить их бронебойные и бетонобойные свойства.
Реактивные снаряды позволяли самолету наносить удары по вражеским объектам, не
входя в зону действия зенитной артиллерии противника.
Экспериментальная отработка опытных образцов авиационных
снарядов РС-82 и PC-132 на основе пироксилино-тротилового пороха была завершена
к концу 1933. Полученные снаряды поражали цели на расстоянии 5 и 6 км
соответственно. Однако, технология изготовления не могла обеспечить массовое
производство этих снарядов. Именно из-за этого при производстве РСов
(РС-реактивный снаряд) стали использовать трубчатый нитроглицериновый порох.
Также проблемой было большое рассеивание снарядов. Изначальная концепция
предполагала снаряд с оперением, не выходящим за его калибр. Ведь направляющей
для него служила труба - простая, легкая, удобная для монтажа. В 1933 году
инженер И. Т. Клейменов предложил делать более развитое оперение, значительно
(более чем в 2 раза) превышающее по своему размаху калибр снаряда. Кучность
стрельбы повысилась, увеличилась и дальность полета, но пришлось конструировать
новые открытые - в частности, рельсовые - направляющие для снарядов
В 1935 году испытания возобновили, а после успешного
проведения испытаний на семи самолетах-истребителях в декабре 1937 г. 82-мм
реактивные снаряды, разработанные Сотрудниками
московского РНИИ Ю. А. Победоносцевым, Ф. Н. Пойдой, Л. Э. Шварцем были приняты
на вооружение ВВС СССР. В июле 1938 г. после успешных войсковых испытаний были
приняты на вооружение бомбардировочной и штурмовой авиации реактивные снаряды
PC-132. Таким образом, к концу 30-х годов советские ракетчики создали первую и
основную часть боевой машины, наводившей впоследствии ужас на фашистов, -
надежный реактивный снаряд. Первое боевое применение РСов в воздухе – бои в
районе реки Халхин-Гол. Советским самолетам
И-16 и И-153 с РС-82 на вооружении удалось сбить 13 японских
истребителей за месяц боев. Установку для запуска РСов с истребителей прозвали
«флейтой». Авторство приписывают И.Гваю. В последствии РС-82 («воздух-воздух»)
и РС-132 («воздух-земля») применялись штурмовиками и истребителями ВВС СССР в ходе Великой Отечественной войны.
В 1936 году проводились эксперименты по запуску 245-мм ракет
инженера Тверского с танка БТ-5, но дальнейшего развития эта идея не получила.
В июне 1938 года Главное артиллерийское управление выдало
РНИИ Тактико-техническое задание на его разработку реактивного снаряда для
сухопутной артиллерии. Группа инженеров под руководством И.Гвая начала
проектировать многозарядную реактивную установку залпового огня (для ведения
огня по площадям) для наземных войск и кораблей флота
К лету 1939 новый осколочно-фугасный снаряд был готов. Масса
заряда РС-132 была увеличена в два раза, что позволило увеличить дальность
полета снаряда с 6 до 8,5 км, для этого потребовалось удлинить ракетную и
головную части реактивного снаряда на 48 см. Также заменили воспламенитель и
конструкцию стабилизаторов. Стабилизатор
стали сваривать из двух штампованных половинок. Новый снаряд получил название
М-13. Этот снаряд стал основой всех новых РСов , в т.ч. РОС (осветительного),
РСС (сигнального), РЗС (зажигательного), РБС (бронебойного), РОФС
(осколочно-фугасного с боеголовкой с насечками и 7 кг тротила)
Длина заряда составляла 550 мм. Заряд изготовлялся
первоначально из пороха Н, а затем из порохов НДК, НМ-2, НМ-4Ш. Масса заряда
была установлена равной (7050±35) г, а для порохов НМ-2 и НМ-4Ш.(7130±35) г.
Воспламенение заряда обеспечивалось одним воспламенителем из
пороха типа ДРП массой 50 г, находящимся в донной части ракетной камеры.
Зажжение воспламенителя осуществлялось с помощью двух пиросвечей, в которые
вставлялись пиропатроны ПП-5. Заряд с воспламенителем размещался в ракетной
камере
БМ-13
Параллельно разрабатывалась и пусковая установка для снарядов. Установка
состояла из восьми открытых направляющих рельсов, связанных между собой в
единое целое трубчатыми сварными лонжеронами. 24 реактивных 132-мм снарядов
(масса каждого 42,5 кг) фиксировались с помощью Т-образных штифтов сверху и
снизу направляющих попарно. В конструкции была предусмотрена возможность менять
угол возвышения и разворота по азимуту. Наводка на цель производилась через
прицел вращением рукояток подъемного и поворотного механизмов. Установку
монтировали на шасси трехтонки - распространенного тогда грузового автомобиля
ЗИС-5, причем в первом варианте сравнительно короткие направляющие
располагались поперек машины, получившей общее название МУ-1 (механизированная
установка). Сама рама для пуска ракет весила более 300кг. Это решение было
неудачным - при стрельбе машина раскачивалась, что существенно уменьшало
кучность боя. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих
производить было неудобно и требовало много времени. Автомашина ЗИС-5 имела
ограниченную проходимость.
Многие военные специалисты относились скептически к принятию реактивных
установок на вооружение. Они считали, что у реактивной артиллерии большее
рассеивание снарядов, большие затраты пороха, но меньшая точность стрельбы, чем
у привычной ствольной артиллерии. Несмотря на скептицизм военного руководства
работы над совершенствованием пусковой установки продолжались.
В начале 1939 года МУ-1 установили на более мощный грузовик
ЗИС-6 (К 1939 году изготовлено 4460 грузовиков ЗИС-6). Однако 24 направляющие,
смонтированные, как и в первом варианте, поперек машины, не обеспечивали
устойчивость машины при ведении огня. Испытания были проведены на полигоне под
Москвой в присутствии маршала Клима Ворошилова.
Несмотря на недостатки (значительное рассеивание снарядов, трудность
маскировки огневой позиции во время стрельбы) новое оружие произвело
впечатление на Ворошилова. Инженерам было приказано сохранять новую разработку
в строжайшем секрете и совершенствовать ее.
Благодаря благожелательной оценке Ворошилова коллектив
разработчиков получил поддержку командного состава РККА
В сентябре 1939 года создали реактивную систему МУ-2 на
более подходящем для этой цели трехосном грузовике ЗИС-6. Именно этой пусковой
установке предстояло стать легендарной БМ-13. В этом варианте, предложенном
инженером Галковским, две удлиненные направляющие соединялись (спаривались),
образуя единую конструкцию, именовавшуюся «спаркой». Всего спарок было 8, т.е.
сразу можно было выпустить по противнику 16 снарядов. Направляющие
устанавливались вдоль автомобиля, задняя часть которого перед стрельбой
дополнительно вывешивалась на домкратах, благодаря чему силы, раскачивающие
пусковую установку, прилагались по оси машины на два домкрата, находившихся
вблизи центра тяжести. Раскачивание стало минимальным. В установке заряжание
производилось с казенной части, т. е. с заднего конца направляющих. Это было
удобнее и позволяло значительно ускорить операцию. Установка имела простейшей
конструкции поворотный и подъемный механизмы, кронштейн для крепления прицела с
обычной артиллерийской панорамой и большой металлический бак для горючего,
установленный сзади кабины. Масса новой рамы – 250 кг. Созданная конструкция
позволила уменьшить трудоемкость, время изготовления и стоимость пусковых
установок. Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами. Также в целях
повышения живучести машин в бою закрыли броней
бензобак и бензопровод. Против сиденья командира боевой машины на
передней панели был смонтирован небольшой прямоугольный ящичек с вертушкой,
напоминающий диск телефонного аппарата, и рукояткой для проворачивания диска.
Этот прибор носил название «пульт управления огнем» (ПУО). От пульта шел жгут
проводов к специальному аккумулятору и к каждой направляющей. При одном обороте
рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон,
помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный
заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки
ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7-10 с. Дальность полета снаряда
М-13, весящего 42 кг достигала 8470 м.
Время перевода пусковой установки из походного в боевое положение составляло
2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4° до 45°, угол
горизонтального обстрела составлял 20°. Масса машины с экипажем (5-7 человек) и
полным боекомплектом составляла 8,33 т. (без снарядов масса составляла 7,2 т) .
Трехосный ЗИС-6 с карбюраторным двигателем мощностью 73 л.с. (53,7 кВт) обеспечивал МУ-2 вполне удовлетворительную
подвижность на местности, позволял ей быстро совершать марш-маневр и смену
позиции. Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном
состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на
огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику. В
ходе испытаний выявилась важная особенность залповой стрельбы реактивными
снарядами: при одновременном разрыве нескольких снарядов на ограниченной
площади с разных направлений действуют ударные волны, сложение которых, то есть
встречные удары, значительно увеличивает разрушительное действие каждого
снаряда.
К тому времени группа под руководством Леонида Шварца сконструировала и
опробовала образцы новых 132-мм ракет. В ноябре 1939 года на Ленинградском
артиллерийском полигоне провели очередную серию испытаний. На этот раз пусковые
установки и снаряды к ним были одобрены. С этого момента реактивная установка
стала официально именоваться БМ-13-16 (или просто БМ-13), что означало «боевая
машина», а 13 – сокращение от калибра 132-мм реактивного снаряда, 16 –
количество снарядов. Такого мощного оружия тогда не имела ни одна армия мира.
По результатам полигонных испытаний институту были заказаны шесть
пусковых установок БМ-13 для проведения войсковых испытаний.
К ноябрю 1940 года этот заказ был выполнен. 17 июня 1941
года машины продемонстрировали на смотре образцов вооружения Красной армии,
проходившем под Москвой. БМ-13 осматривали маршал Тимошенко, нарком вооружения
Устинов, нарком боеприпасов Ванников и начальник Генерального штаба Жуков.
Производство установок БМ-13 было организовано на
воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе
"Компрессор". Одним из основных предприятий по выпуску реактивных
снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.
21 июня, за несколько часов до войны, по итогам смотра
командование приняло решение о развертывании производства ракет М-13 и
установок БМ-13.
А почему «катюша»?
Есть несколько теорий происхождения прозвища «катюша»,
вошедшего в историю.
Согласно первой из них , «катюша», это производное от «КАТ»
(«Костикова автоматический термитный») — маркировки на термитных снарядах,
созданных под руководством А. Костикова. Существование таких снарядов не
подтверждено, как и тот факт, что
существовало негласное соглашение между Сталиным и Гитлером, согласно которому
Вермахт не применял химическое оружие, если РККА не применяла термитные
снаряды. Вероятно, миф о термитных снарядах появился из-за необычных свойств
осколков фугасного РС поджигать все вокруг.
Согласно второй версии, на первых «катюшах», приходящих на
фронт с воронежского завода имени Коминтерна была маркировка с буквой «К». К
тому же, в те времена была популярна песня «Катюша». Отсюда и прозвище.
Третья версия предполагает, что кто-то из артиллеристов
написал на машине имя своей девушки. Девушку, разумеется, звали Катей.
Сталинский орган
28 июня 1941 года капитана-артиллериста Ивана Андреевича
Флерова вызвали в ГАУ (Главное Артиллеристское Управление). Там ему сообщили,
что он едет на фронт, и вручили приказ наркома обороны о назначении его командиром
отдельной экспериментальной артиллерийской батареи резерва главного
командования. Флеров и его экспериментальная батарея были отправлены на
западный фронт в состав 20-й армии. Обстановка была критической – немецкие
бронированные лавины рвались на восток, сминая все на своем пути. Вечером 13
июля немецкие танки ворвались в Оршу, и сразу груженые эшелоны хлынули по
железной дороге. В это самое время батарея в составе семи БМ-13 выдвинулась в
Красненский лес в семи километрах от шоссе. Комбат Флеров сам расставил боевые
машины развернутым строем. 7 БМ-13 нацелили свои РС на железнодорожный узел
Орша. В 15:15 14 июля 1941 года впервые в боевых условиях были применены гвардейские
реактивные минометы. Затем был нанесен удар по переправе немецких танков через
реку Оршанка. Когда уже прилетели «Юнкерсы», батарея давно покинула огневую
позицию.
В этот день начальник генерального штаба Гальдер сделал в
своем дневнике такую запись: «14 июля, русские под Оршей применили невиданное,
какое-то новое оружие. Шквал огнеметных снарядов сжег Оршанскую железнодорожную
станцию, все эшелоны с боевой техникой и личным составом прибывших войсковых
частей. Горела земля, плавился металл.» .Немцы прозвали «катюши» Stalinorgel - «Сталинским
органом» (направляющие напоминали им трубы органа).
Особенностью РСов было то, что в радиусе их взрывов горело
все, что может гореть. Этот эффект достигался засчет удлиненных тротиловых
шашек, которыми были начинены реактивные снаряды. При подрыве эти тротиловые
шашки разбрасывали тысячи раскаленных осколков, которые и поджигали все горючие
предметы вокруг эпицентра взрыва реактивных снарядов. И чем более массированным
было применение реактивных снарядов, то тем более сильным был фугасный и
пиротехнический эффект.
Одна из легенд Великой Отечественной войны рассказывает, что
немцы стремились получить «катюшу», дабы
скопировать ее. Когда же один из минометов попал в руки немецких инженеров, они
так и не смогли разгадать секрет пороха…
В конце июля на Западный фронт прибыли вторая и третья
батареи реактивной артиллерии. В августе и сентябре в войска поступило еще пять
батарей. Внезапность появления и ошеломляющая мощь огневых налетов
деморализующе действовала на вражеские войска. В августе 1941 года директива
фашистского верховного командования предписывала немедленно докладывать о
каждом появлении реактивной артиллерии на любом участке фронта. Удары БМ-13
нередко "размягчали" вражескую оборону до такой степени, что
противник переставал оказывать сопротивление нашей пехоте. Были случаи, когда
обезумевшие немцы от разрывов реактивных снарядов бежали в расположение
советских войск.
В августе одобрили и
приняли на вооружение легкую подвижную установку массированного огня БМ-82-48,
на направляющих которой размещались 48 82-мм реактивных снарядов М-8 с
дальностью стрельбы 5500 м. Чаще ее называли коротко - БМ-8.
Дорогами войны
В августе 1941 года
Ставкой Верховного Главнокомандования было принято решение о
формировании восьми полков реактивной артиллерии, которым еще до участия их в
боях было присвоено наименование "гвардейских минометных полков артиллерии
Резерва ВГК" . Этим подчеркивалось то особое значение, которое придавалось
вооружению и воинам реактивной артиллерии. Полк состоял из трех дивизионов,
дивизион - из трех батарей, по четыре БМ-8 или БМ-13 в каждой (итого 36
пусковых установок), имел 1414 человек личного состава, 12 зенитных 37-мм
пушек. Залп полка БМ-13 составлял 576 снарядов калибра 132мм. При этом живая
сила и боевая техника противника уничтожалась на площади свыше 100 гектаров.
К осени 1941 года больше половины реактивной артиллерии - 33 дивизиона -
находилось в войсках Западного фронта и Московской зоны обороны. Именно здесь
это оружие снискало себе неувядаемую славу. Всего осенью 1941 было сформировано
45 дивизионов (для их вооружения в 1941
г. было изготовлено 593 установки БМ-13).
В ходе войны производство пусковых установок в срочном порядке было
развернуто на нескольких предприятиях, обладавших различными производственными
возможностями, в связи с этим в конструкцию установки вносились более или менее
существенные изменения. Таким образом, в войсках использовалось до десяти
разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного
состава и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники. По этим
причинам была разработана и в апреле 1943 года принята на вооружение
унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н, при создании которой
конструкторы критически проанализировали все детали и узлы в целях повышения
технологичности их производства и снижения стоимости, в результате чего все
узлы получили самостоятельные индексы и стали универсальными. В основном БМ-13Н
создавались на базе хорошо зарекомендовавших себя американских грузовиков
«Студебеккер US-6»,
поставлявшихся в СССР по ленд-лизу.
В ходе тотальной войны перед ракетной артиллерией ставились новые задачи. С
целью увеличения кучности стрельбы у
снаряда М-13 увеличили массу, не меняя состава пороха, и к июню 1942 года
получили два новых типа снарядов – М-20 (в 1,5 раза тяжелее, дальность выстрела
– 5 км) и М-30 (в 2,5 раза тяжелее, дальность – 2,8 км, калибр- 300 мм).
Практика использования снарядов М-20 вскоре показала, что они обладают малым
фугасным и осколочным действием, а дивизионный залп ими дает недостаточную
плотность огня. В силу этого снаряды М-20 в 1943 году сняли с вооружения. В
течение июня и первой половины июля 1942 года было сформировано 20 отдельных
гвардейских минометных дивизионов М-30.
Для стрельбы снарядами М-30 были сконструированы специальные станки
рамного типа. Они так и назывались "рамы М-30" или М-30-4. На них
укладывалось по четыре снаряда М-30 в специальной укупорке. Как показал первый
опыт их применения, эти снаряды обладали мощным фугасным действием. В
донесениях командующих Западным, Калининским и Воронежским фронтами начальнику
Генерального штаба отмечалось, что снаряд М-30 способен разрушать дзоты,
убежища, окопы с козырьками, каменные постройки и другие укрепления, особенно
при стрельбе по одному объекту двух-трех дивизионов. Малая дальность стрельбы
мощным снарядом М-30 принудила конструкторов
к созданию нового ракетного снаряда. Заряд для нового снаряда был
разработан сотрудниками Особого бюро среднеуральского завода А.С.Бакаевым,
С.Н.Разумовским, С.А.Ильюшенко, Д.И.Гальпериным. Заряд изготовлялся из порохов
HM-31 и H-31, специально разработанных для нового снаряда. Масса заряда была
около 11,2 кг, т.е. почти в 1,5 раза больше, чем масса заряда для M-13. Новый
реактивный снаряд M-31 с дальностью полета
до 4,3 км и калибром 300 мм поступил на вооружение в марте 1943 года. С
целью повышения кучности этого снаряда несколько позднее его ракетный двигатель
был снабжен четырьмя штуцерами с Г-образными отверстиями, обеспечивающими
проворот снаряда. Этот снаряд поступил на вооружение армии в апреле 1944 г. Он
получил наименование М-31УК.
В июне 1944 года на вооружение поступила новая
пусковая установка БМ-31-12 для М-31 на шасси «Студебеккера». Пуск снарядов из
этой пусковой установки осуществлялся не из транспортных укупорок, а из
использованных впервые в ракетостроении направляющих сотового типа. Каждая направляющая
ячейка пусковой установки состоит из четырех труб диаметром 32 мм и длиной 3 м,
находящихся внутри связывающих их восьмигранных обойм. Трубы ячейки расположены
друг относительно друга так, что поперечном сечении образуют квадрат, в который
вписывается окружность диаметром 306 мм. Таким образом, ячейки являются как бы
стволами, придающими снарядам направление полета. Двенадцать ячеек направляющих
объединены в пакет, состоящий из двух ярусов по шесть ячеек в каждом. Для
стопорения снарядов на направляющих при движении установки было разработано
специальное приспособление, состоящее из верхней и нижней поперечных планок с
колодками для закрепления снаряда спереди в походном положении, двух задних
откидных решеток с тарелями и натяжными устройствами (для закрепления снаряда
со стороны среза сопла) и системы рычагов, позволяющих опускать или поднимать
откидывающиеся решетки и тем самым стопорить или освобождать снаряды. Это
устройство являлось также блокировкой, исключавшей самопроизвольный пуск снаряда
в походном положении установки. Благодаря наличию устройства стопорения
снарядов на направляющих пусковые установки могли заряжаться в исходном районе,
выдвигаться на огневую позицию, давать залп и покидать огневую позицию до того,
как противник нанесет по ней удар. Пусковая установка имеет подъемный и
поворотный механизмы, с помощью которых обеспечивается достаточная точность и
быстрота наведения пакета направляющих по углу возвышения (от 10° до 48°) и по
горизонту (±10° ) без передвижения базового шасси. С принятием на
вооружение таких боевых машин резко возросла маневренность и скорострельность
тяжелой реактивной артиллерии. По аналогии с «катюшей», БМ-31-12 прозвали
«андрюша».
Модернизации подвергались и снаряды
М-13. В апреле 1944 года на вооружение принят снаряд М-13УК (улучшенной
кучности), с кучностью, в два раза превосходящей М-13. Такой эффект
достигался за счет введения в
конструкцию двигателя 12 косорасположенных периферийных отверстий,
обеспечивавших проворот снаряда на траектории и тем самым резко уменьшавших
отрицательное влияние на кучность эксцентриситета снаряда. В октябре 1944 года
на вооружение РККА поступил снаряд М-13ДД, у которого дальность стрельбы
составила 11,8 км, что в 1,5 раза превышает дальность М-13. Увеличение
дальности было достигнуто за счет применения двух двигателей M-13, работавших
одновременно. Начиная с сентября 1944 г. в конструкторском бюро завода «Компрессор»
проводились работы по созданию пусковой установки БМ-8-СН со спиральными
направляющими. При запуске с этих направляющих снаряды М-8 получали
дополнительное вращение, вследствие чего уменьшалось их рассеивание, и
соответственно повышалась кучность стрельбы.
Во фронтах реактивная артиллерия применялась на главных направлениях. Если в
наступательных операциях 1941 года и первой половины 1942 года на этих
направлениях привлекалось в среднем 50-60 % реактивной артиллерии от общего
количества, имевшегося во фронте, то к концу 1942 года там сосредоточивалось до
80 %. Были выработаны и наиболее рациональные формы управления реактивной
артиллерией. Части и соединения, приданные армиям, чаще всего в период
подготовки и поддержки атаки, использовались централизованно в составе
армейских групп, а при бое в глубине обороны части М-8 и М-13 придавались
стрелковым, механизированным и танковым соединениям. Во время артиллерийской
подготовки атаки реактивная артиллерия вела огонь залпами батарей и дивизионов
по различным целям: подавляла и уничтожала живую силу и огневые средства в
опорных пунктах, сосредоточения резервов, нарушала управление противника и т.
п. Открыто расположенная живая сила уничтожалась снарядами М-8 и М-13, укрытая
в легких сооружениях - снарядами М-13, а в прочных сооружениях полевого типа -
снарядами М-30 и М-31. По укрытой живой силе и огневым средствам врага огонь,
как правило, велся внакладку с огнем ствольной артиллерии и минометов, что
резко увеличивало плотность и эффективность огня. При этом реактивные снаряды
составляли 15-20 % всех выпущенных снарядов по объекту. Распределение огня
реактивной артиллерии по участкам (целям) обычно было следующим: огонь
снарядами М-13 и М-8 велся по целям, расположенным в 2-4 км от переднего края
обороны, огонь же снарядами М-30 - исключительно по опорным пунктам и узлам
сопротивления на переднем крае. Плотность огня при поражении живой силы и
огневых средств в опорных пунктах на различных фронтах была неодинакова и
колебалась от одного до трех дивизионов по однотипному участку. При развитии
успеха в глубине вражеской обороны реактивная артиллерия участвовала в отражении
контратак пехоты и танков, воспрещала маневр резервами, подавляла отдельные
опорные пункты па промежуточных рубежах, вела огонь по колоннам противника,
переправам и другим важным объектам.
Характерной особенностью боевого
применения реактивной артиллерии в обороне в 1943 году явилось ее широкое
использование не только для уничтожения живой силы, но и в борьбе с танками.
Эту задачу она выполняла главным образом путем массирования огня по районам
сосредоточения и по крупным атакующим группам танков. При этом танки, как
правило, выводились из строя при прямом попадании снарядов М-30 и М-31, а также
при разрыве их в непосредственной близости. Легкие и средние танки поражались
даже при разрыве снарядов в 5-10 метрах от них.
Также отмечались случаи применения «Катюш» против танков на прямой наводке.
Для этого передними колесами машина заезжала в специально вырытый окоп так, что
направляющие находились в горизонтальном положении.
Удельный вес реактивной артиллерии на фронтах Великой Отечественной войны
постоянно возрастал. Если в ноябре 1941 года было сформировано 45 дивизионов
«катюш», то и 1 января 1942 года их насчитывалось уже 87, в октябре 1942 года -
350, а в начале 1945-го - 519. Отдельные установки БМ-13 на шасси ЗИС-6
прослужили всю войну, и дошли до Берлина и Праги. Одна из них, № 3354, которой
командовал гвардии сержант Машарин, сейчас находится в экспозиции
Ленинградского музея артиллерии, инженерных войск и средств связи.
Когда Красной Армии пришлось штурмовать немецкие города-крепости в 1945
году, встал вопрос о применении «катюш» в условиях городских боев. Нужно было
эффективное оружие для уничтожения немецких укреплений, но близость
противоборствующих подразделений делала применение «катюш» опасным для своих
пехотинцев. Выход был найден - тяжелые реактивные снаряды М-31 в
транспортировочных ящиках устанавливали прямо в проемах окон и с расстояния
20-30 м били по противнику, укрывшемуся в домах и подвалах. В Берлине
реактивными снарядами М-30 и М-31 вооружали штурмовые группы
Также с 1942 года реактивное оружие
поступило на вооружение и
Военно-Морского Флота СССР. Речные и морские катера оборудовались
многозарядными пусковыми установками М-8-М, М-13-М, М-24-М и 16-М-13 под реактивные
снаряды М-8, М-13, а позднее и М-13-УК. 12 декабря 1942 катера-охотники нанесли
удар реактивными снарядами по позициям врага под Новороссийском. После этого
корабельные пусковые установки применялись Дунайской флотилией при освобождении
Венгрии, Чехословакии и Австрии, а затем кораблями Тихоокеанского флота и Амурской
военной флотилии при высадке десанта на Курилах.
Итого, за вторую мировую войну произведено 3374 «катюш» (372
на базе ЗиС-6, 1845- «Студебеккеры, 1157- другие 17 типов шасси).
Статистика по
типам «катюш»: БМ-8- поступило в войска 2400, потеряно-1400, БМ-13 – поступило
6800, потеряно- 3400, БМ-31 поступило-1800, потеряно-100.
Модификации
Существовали пусковые установки на базе пулеметных станков
(М-8-6, снаряд М-8, 6 направляющих), аэросаней, мотоциклов (БМ-8-12, снаряд
М-8, 12 направляющих), и, как было
сказано выше, просто наземных рам (M-30-4, снаряды М-30 и М-31, 4
направляющих). Также рамы устанавливали на железнодорожные платформы (БМ-8-72,
БМ-13, БМ-8-48)
Боевые действия 1941 года показали, что проходимости
грузовика ЗиС-6 может не хватать для маневров в условиях русского бездорожья.
Также ЗиС-6 был уязвим для вражеского огня из стрелкового оружия. В августе
1941 г. в конструкторским бюро завода «Компрессор» был рассмотрен вопрос о
создании пусковой установки БМ-8 на шасси легкого танка Т-40. Разработка этой
установки проводилась быстро и уже к 13 октября 1941 г. была успешно завершена.
Новая установка, получившая название БМ-8-24, имела снабженную механизмами
наводки и прицельными приспособлениями артиллерийскую часть с направляющими для
запуска 24 реактивных снарядов М-8. Артиллерийская часть монтировалась на крыше
танка Т-40 вместо башни. Вся необходимая электропроводка и приборы управления
огнем размещались в боевом отделении танка. Когда танк Т-40 сняли с
производства, как базу для БМ-8-24 стали использовать Т-60. БМ-8-24 применялась
на начальном этапе войны. По окончанию выпуска Т-60 производство БМ-8-24 также
свернули, но ее модифицированную артиллеристскую часть использовали для
установок БМ-8-48, которые устанавливали на отечественный грузовик Газ-АА и на
ленд-лизовские «Студебеккер» и «Форд-Мармон». Реактивными пусковыми установками
оснащались также гусеничные тягачи СТЗ-5-НАТИ, получаемые по ленд-лизу
автомобили повышенной проходимости «Форд-Мармон», «Интернационал Джиемси» и
«Остин».
В 1942 году проводились работы над пусковой установкой
КАРС-1 реактивных снарядов М-13 на шасси танка КВ-1, но эти задумки не получили
развития в связи с прекращением выпуска танков КВ.
Летом 1942 года,
когда начались бои на Кавказе, возникла нужда в горно-вьючных легких пусковых
установках. В кустарных условиях в Сочи была создана «младшая сестра Катюши»
М-8. 8 реактивных снарядов выстреливались почти одновременно. Вес- 68
килограмм. М-8 хорошо проявила себя в горных условиях. Также устанавливалась на
торпедные катера. Впоследствии применялась на Малой Земле, в Крыму, Карпатах,
затем в Северной Корее.
После
Второй Мировой
В начале 50-х гг. на вооружение Советской Армии поступили
новые реактивные системы: БМ-14 (16 стволов), БМ-14—17 (17 стволов), БМ-24 и
БМ-24Т (12 стволов), БМД-20. В основном послевоенные «катюши» устанавливали на
шасси ЗИС/ЗИЛ-151. На базе последнего "катюши" воевали в Китае,
Корее, на Ближнем Востоке, состояли на вооружении армий союзников Советского
Союза по всему миру - от Кубы до Вьетнама. Гением реактивных систем считают
Героя Социалистического Труда, доктора технических наук, профессора Александра
Никитовича Ганичева. Его системы залпового огня "Град",
"Ураган" и "Смерч" - лучшие в мире.
Буксируемые РСЗО пользовались спросом у повстанцев и
партизан во всех уголках мира в ХХ веке. И даже в «свежей» ливанской войне 2006
года еврейские поселения подвергались обстрелам ракет, пущен
|